26 июня исполняется 90 лет со дня рождения Ивана Николаевича Морозова

27

24 июня 2016

Иван Николаевич Морозов является ярким представителем когорты руководителей механической службы завода 70-80-х годов прошлого века.

Его соратниками были: Гуров В. П., Дерюгин Н. П., Серухин Н. А., Благов Е. А., Ломинский В. Н., Суслин А. И., Нежнов И. Ф., Ермаков В. И., Новиков В. П. и др.

«Жизнь, как пьеса в театре:
Важно не только, сколько она длиться
А насколько хорошо она сыграна»
(Сенека)

За его плечами славный трудовой путь от рабочего до руководителя крупных подразделений завода. На всех этапах своей производственной деятельности И. Н. Морозов проявил себя как энергичный, целеустремленный, технически грамотный специалист, активно участвующий в общественной жизни завода, И. Н. Морозову в числе первых ИТР завода присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

С 1975 г. по 1983 г. И. Н. Морозов работал в должности заместителя главного механика завода. В этот период мне посчастливилось работать с Иваном Николаевичем, будучи инженером-конструктором ОГМ. Нам, молодым специалистам отдела, приходилось многому учиться: знакомиться с цехами, изучать оборудование, постигать премудрости механического ремесла. В этом неоценимую помощь нам оказывал И. Н. Морозов.

Сегодня, встречая Ивана Николаевича в городе или на заводских мероприятиях, удивляешься его оптимизму, жизнерадостности, творческому подходу ко всем делам и увлечениям. А главным увлечением И. Н. Морозова сегодня является работа дачном участке. В этом деле он является безусловным авторитетом, знающим где, что и когда сажать, проводящим различные опыты и эксперименты и активно делящимся своим опытом с окружающими его людьми.

Уважаемый Иван Николаевич! Примите самые сердечные, горячие поздравления с искренними и добрыми пожеланиями долгих лет жизни, бодрости и энергии, успехов в ваших делах.

Здоровья, счастья, радости
И лет до 100 без старости
Пусть воздух дачный сердце молодит
И кровь от этого отчаянно бурлит.

Коллеги

Морозов И. Н: «Разнообразный труд — и есть отдых»

В июне 1947 г. для дальнейшего прохождения службы в Советской армии я прибыл в Электросталь в в/ч 3270. Охрана завода была главной задачей части. Cлужбу по охране завода закончил 19.12.1950 г. Перед демобилизацией нам было разрешено заполнить анкету для работы на заводе.

09.01.1951 г. — мой первый день работы на заводе. Это был цех № 2, где начальником цеха был Н. С. Козлов. Обучение на аппаратчика прошел на рабочем месте под руководством мастера смены И. В. Воробьева. Смены работали напряженно, химические процессы сопровождались частым выходом из строя оборудования из-за недостаточной его стойкости в агрессивных средах. Мне хотелось лучше понимать устройство оборудования и технологию производства, для чего в 1951 году я и поступил в техникум на вечернее отделение. Работу и учебу совмещать, конечно, трудно, но при желании, которого у меня было в избытке, — возможно!

Шли годы, технологии развивались, производство росло. Тем временем 1956 году я успешно закончил техникум и был направлен в цех № 65 (котельная завода). В это время в цехе была запущена глобальная реконструкция. Начался монтаж и освоение системы газоочистки и гидравлического удаления шлаков. До этого времени данная система была малоэффективна, а шлаки на вагонетках удалялись вручную и с помощью конной тяги. Но после внедрения новых технологий значительно улучшились условия труда и сократился выброс пыли в атмосферу, и, как следствие, в нашем родном городе стало значительно чище.

Мое желание учиться и развиваться не давало мне сидеть на месте, и я поступил учиться в вечерний институт, а также приобщился к общественным работам — был избран неосвобожденным представителем цехкома и членом заводского комитета.

В 1962 году я успешно закончил институт. В это время на заводе создали отдельный сборочный цех № 59, где начальником цеха был Б. И. Ермолов (позже Ю. А. Антонов), а механиком цеха — В. В. Зайцев, знакомый мне по предыдущей работе в цехе № 2. Они-то и пригласили меня в службу механика. Цех № 59 располагался в нескольких корпусах, но уже строился новый просторный корпус № 189, переезд в который осуществлялся собственными силами цеховых служб. Мы производили доработку и пуск оборудования на новом месте. Кроме основной, меня и здесь приобщили к общественной работе, избрав секретарем партбюро цеха, а потом и членом парткома. Я с благодарностью вспоминаю дружный коллектив цеха, которым руководил Ю. А. Антонов и своих сослуживцев: В. В. Зайцева, А. Н. Пименова и лучших слесарей службы: Н. А. Куракина, И. С. Большакова, А. Ф. Чайкова, А. В. Стулова и др.

В 1974 году на заводе строился новый корпус цеха № 52, мне предложили там работу заместителем начальника цеха по реконструкции. Начальник цеха в то время был В. В. Галкин. Вопросов там было много, и я пытался найти лучшее их решение с привлечением проектного института. Корпус осваивался, внедрялось новое оборудование, в том числе впервые станки с ЧПУ.

В 1975 году по представлению главного механика завода В. П. Гурова я был назначен его заместителем. На новой должности мне пришлось составлять план ППР (планово-предупредительный ремонт) с привлечением ИВЦ, что для тех лет это являлось огромным технологическом достижением, и было сделано впервые. Большую помощь в этом оказал инженер ИВЦ Аксенов. ИВЦ стал выдавать график ППР для цехов завода. Это сильно облегчило работу механиков.

Позже Завод заключил контракт с ГДР на проектирование и поставку первой автоматизированной линии сборки ТВЭЛов. Была создана специальная группа специалистов завода для рассмотрения проектных решений, которую возглавил Г. Ф. Колосовский, а я, в свою очередь, от отдела главного механика был также включен в эту группу. Замечаний и предложений было большое множество, и часть из них была учтена в проекте и при изготовлении линии.

Отдельные специалисты учились непосредственно в ГДР. В процессе монтажа и освоения линии нам пришлось значительно изменить отдельные ее части и узлы, например участок химической обработки, автоклавирования.

В августе 1983 мой опыт пригодился в цехе № 46, куда я и перешел на пост главного механика цеха. В те года там начиналось внедрение новой автоматической линии.

Работая на разных участках, я старался делать полезное и нужное дело.

На заводе работали и работают родные и близкие.

Завод меня вырастил и направил по правильному пути. В моей трудовой книжке десятки благодарственных записей, в том числе награда Министра — именные часы.

На заслуженном отдыхе я не скучаю без дела, а увлеченно занимаюсь садом-огородом. Ведь разнообразный труд — и есть отдых.

Спасибо МСЗ и его людям!