В сердцах победителей, блокадников — и отголоски войны и Господь
28 января 2024
Председатель Совета ветеранов Нововоронежской АЭС Валентина Кудрявцева тонко подметила, что цветы, купленные для участников Великой Отечественной войны, приравненных к ним и блокадников, пахнут особо — весной и Победой.
«Годы таких не сломили,
Жили впроголодь,
Труд — за двоих.
Мы победителей не забыли,
И Господь в сердцах их».
Вместе с заместителем главы города Михаилом Ивановым и представителем Единой Россий Ниной Яновой с букетами цветов, тортами и подарками они поздравили участников ВОВ, приравненных к ним, блокадников с Новым Годом и с Рождеством, пожелали здоровья и мирного неба. Не обошлось без ярких воспоминаний.
Каждый житель нашего Нововоронежа почитает за великую честь прийти или с цветами, или с подарками к человеку, который знает о Великой войне не понаслышке, а являлся её непосредственным участникам, медицинской сестрой, нередко лучом последней надежды, когда умирающая молодость, прощаясь, всё равно сдерживалась, поглаживала руку и шептала: «Вспоминай меня, сестричка!» Было время и радовалась, когда удавалось спасти, и рыдала, и до сих пор вспоминает...
— Сотый год, как-никак, — вздыхает Клавдия Андреевна Малых, — но я всё равно пою.
Константин Васильевич Буравлёв, бывший сапёр, который после войны разминировал минные поля, приравнен к участникам войны 1941-1945 годов. Сами понимаете: сапёр ошибается один раз.
— Эвакуировались, — вспоминала блокадница Тамара Сергеевна Виноградова, — мы жили в доме на Фонтанке. Погрузились в машину, а беременная мама побежала взять сумочку с документами. А в это время пролетавший немецкий самолёт сбросил бомбы прямо на дом. Мамы я больше не видела. Помню, тётки везли меня из Ленинграда. Мне около трёх лет. Машины ехали по Ладожскому озеру, виляя среди промоин. Потом детский дом в Костроме. В 1967 году переехала в Нововоронеж. Выучилась на медицинского работника. Работала ещё при Иване Филимоновиче Круговове, возглавлявшем МЧС-33 хирургической медсестрой...
В марте 1943 года по «Дороге победы» маленький Вова Смольянинов был эвакуирован вместе с мамой в тыл. К бабушке в Грачёвку Липецкой области. Мама потом рассказывала, что приходилось ехать в телячьем вагоне через Урал. Морозная зима, всюду сугробы снега, бесконечные просторы нашей Родины, а паровозы ехали медленно, часто приходилось простаивать. Увидев родную дочку с внуком, бабушка испугалось, ведь вид у обоих был измождённым, бледным. В отчаянии, вскрикнув, показалось, что повисшие у Вовочки ножки были явно обмороженными, бабушка схватила с плиты чайник и... плеснула... кипяток. Владимир Егорович Смольянинов, когда ножки поджили, долго ещё бегал на них, катался на лыжах, учился, работал, женился, — то есть жил нормальной жизнью.
Всех ветеранов поздравили с Новым годом и Рождеством!
Иван Быков