Воронежский хор, да на Масленицу

4

20 марта 2023

26 февраля, на Прощённое воскресенье последнего дня масличной неделе во Дворце культуры Нововоронежа с прекрасной концертной программой выступил Воронежский хор.

«Блинов объелась, перебор...
С икрой, сметаной, маслицем...
Вдруг звонок — приехал хор...
Какое ж это счастье!
Запев — раздолье голосов.
На переплясы очень спор,
Пятьсот частушек спеть готов
Воронежский народный хор».

Ветераны, бывшие работники Нововоронежской атомной станции, являются большими поклонниками государственного академического Воронежского русского народного хора имени К. И. Массалитинова, а потому они всегда рады их приезду, как правило, на Масленицу.

Этот год особенный, юбилейный, ведь именно в 1943 году началась история хора, история русской народной песни Воронежского края. То было тяжёлое время, разгар войны с немецко-фашистскими захватчиками. Вернувшийся из действующей армии по ранению композитор и знаток народного творчества Константин Массалитинов становится организатором государственного хора русской песни Воронежской области. Репертуар хора складывался из старинных воронежских песен, частушек, хороводов, плясок, песенных композиций патриотической тематики В. Захарова, К. Массалитинова. Первый большой концерт состоялся в селе Анна 20 апреля 1943 года для жителей и уходящих на фронт бойцов-красноармейцев. С этого момента начинается отсчёт истории Воронежского русского народного хора.

27 апреля 1943 года артисты переехали в освобождённый Воронеж. В лежавшем в руинах городе хор был единственным творческим коллективом. Первый большой концерт дали 1 мая в зале чудом уцелевшего во время бомбардировок медицинского института. Затем последовали выступления в освобождённых районах Воронежской области.

В июне 1943 года хор в полном составе выехал на фронт, где вместе с частями наступающей Красной Армии прошёл с концертами фронтовые дороги. С особой теплотой военнослужащие принимали выступления Марии Мордасовой с её задорными частушками на злобу дня. Каждый этап наступления Красной Армии от Воронежа до Берлина отмечен в «боевых частушках», как будто бы хор участвовал в её рядах в победоносном шествии на запад.

Воодушевлённые героизмом советских танкистов, артисты на собственные средства подарили Красной Армии именной танк «Русская песня», который в боевом марше прошёл от Дона до Дуная.

Война откатила на запад, и в 1944-1945 годах народная песня в исполнении Воронежского хора звучала на фронтах из радиоприемников. В Москве Всесоюзный радиокомитет организовал трансляцию концерта хора по радио для СССР и два концерта для заграницы. Во Всесоюзном Доме звукозаписи была проведена запись некоторых песен из репертуара коллектива на грампластинки. Хор стал известен во всех уголках Советского Союза, в армейских частях.

И, наконец, в радостный день Победы 9 мая 1945 года Воронежский хор открыл народные гуляния на Красной площади в Москве.

Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К. И. Массалитинова по праву признан одним из лучших в стране профессиональным народным коллективом и является «Визитной карточкой» Воронежской области. Хор на протяжении многих лет хранит и с успехом представляет зрителям, на сценических площадках больших и малых городов и посёлков России уникальные традиции южнорусской воронежской песенной и танцевальной культуры. Широк и разнообразен диапазон исполняемых коллективом произведений — от акапельных песен, до частушек и песен современных авторов; от величавых хороводов до зажигательных плясок.

На этот раз на сцене, сменяя друг друга, то с широким размахом и колокольным перезвоном, могучий хор пел песни, посвящённые масленице, а затем резво и весело выбегали весёлые скоморохи и начинали так «скоморошить», что казалось, от смеха лопнешь. А как красивы, как раздольны казацкие песни!

Казацкий танец «Верхоплёт» оказался настолько самобытным и зажигательным, что ноги стали приплясывать само собой. Хороши русские пляски! Ветеранам приходилось не только видеть, как пляшут «Матаню» под гармошку, но и самим её плясать, да ещё выпевать звонкие частушки. На сцене порой выплясывало и выпевало не менее пятидесяти человек сразу, но смотрелось это цельно и гармонично, легко и слаженно, интересно и свежо. Частушки незабвенной Марии Мордасовой в исполнении Ангелины Куценко звучали со сцены так же, как и с пластинки, записанной 60 лет назад.

Возрождая старинные, подлинно народные формы коллективного искусства, хор широко использует всё жанровое многообразие фольклора нашего края. Однако выступления прославленного заслуженного коллектива удивляют зрителей и слушателей свежестью, молодым задором, колоссальной внутренней энергией. Так было и на этот раз.

Иван Быков