Василий Тропинин — от крепостного до академика

4

22 декабря 2022

Как быстро пролетел целый год, и вот мы уже стоим на пороге нового 2023 года!

И как же много интереснейших экскурсий было организовано Советом ветеранов совместно с заводским Профсоюзным комитетом Машиностроительного завода, г. Электростаь, в уходящем году, и со всеми из них мы познакомились благодаря публикациям в нашей корпоративной газете «Энергия».

В конце ноября заводские ветераны посетили музей Василия Тропинина в Москве.

Музей В. А. Тропинина и художников его времени был создан на основе частного собрания известного коллекционера Феликса Вишневского и открыт 11 февраля 1971года. Дом с мезонином, в котором размещается музей, сам является архитектурным памятником XIX века, и он один из немногих сохранившихся до нас образцов купеческих усадеб Замоскворечья.

Сегодня в музее насчитывается около 3000 единиц живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Конечно, именно здесь находится самое значительное собрание произведений В. А. Тропинина —основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы первой половины XIX века.

А вот жизнь любимца московской публики была далеко непростой:
Василий Тропинин родился в семье крепостного крестьянина. Но с раннего детства много рисовал. Рисунки дворового мальчишки только забавляли господ, никакой пользы в них никто не видел. Тем не менее будущий художник получил начальное образование, а затем его отправили учиться в Петербург кондитерскому делу. В свободное время молодой человек посещал Императорскую Академию художеств, где изучал анатомию, копировал гравюры. Добрые люди, узнав об увлечении Тропинина, за свой счет определили его в Академию художеств, и живописец стал вольнослушателем Академии. Работы Тропинина часто побеждали в академических конкурсах. Но затем ему пришлось вернуться домой, где он занял место среднее между поваром-кондитером и личным лакеем своего господина. У Тропинина не было возможности сопротивляться такому положению: ведь прояви он хоть малейшее стремление к независимости, он рисковал бы потерять всякую возможность заниматься живописью — главным делом своей жизни.

Василий Тропинин продолжал писать, оставаясь крепостным.

Публика с восторгом встречала его новые картины, критики хвалили живописца за выразительность линий, грамотною работу с цветами и светотенью. Почитатели творчества Тропинина требовали ему вольную, но... художник оставался крепостным.

И только весной 1823 года Василий Тропинин получил вольную. Ему было 47 лет. И только после этого он смог обратиться в Академию с просьбой дать ему звание художника. Вскоре Тропинину присвоили звание «назначенного в академики» за картины «Кружевница», «Старик нищий» и «Портрет художника Скотникова». Чтобы получить звание академика, Тропинину надо было пройти экзамен в Академии художеств. Он написал портрет Карла Леберехта, за который ему и присвоили звание академика. Остаться преподавателем в Академии художеств Тропинин отказался, он писал: «Все я был под началом, да опять придется подчиняться то тому, то другому...»

С 1824 года и до конца жизни Василий Тропинин жил и работал в Москве, стал самым популярным портретистом. В эти годы он написал картины «Гитарист», «Каменщик», «Дама в зеленом платье», портрет Александра Пушкина, художника Карла Брюллова, гравёра Егора Скотникова, скульптора Ивана Витали, автопортрет, который получил название «Портрет на фоне Москвы» и др.

Нам повезло: помимо постоянно действующей экспозиции мы побывали еще на двух выставках. Первая: «Василий Тропинин. Удача гения» — выставка из собрания Государственного Русского музея и музея Тропинина, которая показывает, как талант и характер творческого человека даже в исходно неблагоприятных обстоятельствах могут привести к успеху и благополучию. Вторая выставка «Не сравнивай. Живущий несравним...», где впервые представлен опыт сотрудничества музея В. А. Тропинина с коллекционером и художником В. Дудаковым.

Конечно, полюбовались на одну из самых известных картин В. А. Тропинина «Кружевница». Как писал еще в XIX веке Павел Свиньин: «И знатоки и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на эту картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства...» И знаете, что поразило — почти на всех картинах лица женщин очень похожи! Как объяснила нам экскурсовод — женщины на картинах Тропинина — это образ собирательный, а не конкретный женский портрет. И еще запомнились слова нашего экскурсовода: «Искусствоведом может стать не каждый, но вот получить свою долю удовлетворения в художественном музее доступно любому». Надеюсь, что следующем году мы продолжим получать удовлетворение от соприкосновения с высоким искусством, посещая музеи, выставки, концерты. Ведь для нас, ветеранов, это еще и повод «совершить выход в свет», уйти от повседневности.

Елена Ерышева, ветеран АО «Машиностроительный завод»,
г. Элекросталь