Открытия случаются там, где вы их и не ждали

6

07 декабря 2022

Впечатления от экскурсии

Большая работа проводится Центром № 4 по работе с неработающими пенсионерами-ветеранами РФЯЦ-ВНИИЭФ. Заместитель руководителя Центра Татьяна Кудряшова организовала увлекательную экскурсию (и оказалась, что не надо далеко ехать и огорченно вздыхать, глядя в окно на пасмурное осеннее небо) — посещение саровской Колокольни и подземного храма.

Сразу хочу отметить, что идея этой экскурсии возникла не спонтанно, но по разным обстоятельствам она все откладывалась. Но как говориться — мечты должны сбываться и 28 октября на входе в Свято-Успенский монастырь Саровской пустыни, около арки Саровской колокольни собрались 10 человек, к нашему большому сожалению, количество участников экскурсии ограничено.

На Колокольне

Экскурсовод — сотрудник музея Историко-краеведческого общества Сарова «Саровская пустынь» Светлана Николаевна Рубцова провела пенсионеров по лестницам осматривать все ярусы Колокольни. В арочном проёме — слева вход. Узкими лестницами по одному друг за другом — поэтому и экскурсии проводятся не более чем 10 человек — поднимались ветераны с одного яруса колокольни на другой.
Рассказ осведомленного и эрудированного человека, увлеченного историей Саровской обители — Светланы Николаевны, все слушали с интересом. Колокольня является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Над главным входом находилось помещение монастырской библиотеки, в советское время располагался телетрансляционный узел с оборудованием, а сегодня расположен Музей истории монастырской обители. В музее есть экспонаты по истории и возникновению Саровской Пустыни. Увлекательный рассказ экскурсовода о первых старцах на этих землях, истории: о колоколах, о часах-курантах, грустная история о разорении — дополняет наши знании о родном городе. Вспоминаем, что с 1778 по 1833 год (54 года!) в монастыре жил знаменитый русский святой преподобный Серафим Саровский.

На третьем и четвертом ярусах Колокольни находились колокола. Самый большой колокол, весивший 1200 пудов (более 19 тонн), занимал третий ярус. Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Преодолев крутые лестницы, постояли на третьем ярусе, любовались открывающимися видами местности, где мы проживаем. Увиденное превзошло все ожидания. Как же ты прекрасен, наш любимый Саров!

Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. В разные периоды времени, что только в этом помещении не находилось!

С 2013 года в результате восстановительных работ были убраны фальшпотолок, разобраны этажные перекрытия советского периода и полукружья арок с западной и восточной стороны, что закрывали окна. Когда убрали все лишнее, открылся свод с хорошо сохранившейся росписью монастырского времени, по бокам, над дверными проемами — остатки сюжетной росписи. Церковь не только отреставрирована, но и заново расписана. Сегодня это высокое светлое пространство, с оконными проемами с круглыми и полукруглыми формами, росписи с орнаментами и христианскими символами, по бокам на стенах сюжетные картины, отображающие деяния святого Николая Чудотворца.

И, о Чудо! Что мы видим! Картина Ильи Ефимовича Репина «Николай Мирликиийский избавляяет от смерти трёх невинно осуждённых». В голове мелькают мысли, где же мы видели картину? Да точно!
Оригинал картины хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, с 1888 года. Размер впечатляет — 215 × 196 см. Нижегородские художники в 2013 году при реставрации помещения церкви Николая Чудотворца в Колокольне г. Саров создали великолепную копию картины И. Репина. Сюжет картины описан в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца». Неожиданная радость для нас. Не зря говорят в народе, что удивительное — рядом.

Посещение Подземной церкви

После осмотра достопримечательностей Колокольни экскурсия продолжилась посещением Подземной церкви Антония и Феодосия. С давних времен монахи жили в пещерах, молились, и на саровских землях построили в 1709 году подземный храм во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. История пещерного храма завораживает и удивляет. Возникновение пещер с галереями, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам существования Саровского монастыря. Кто-то посещает эту подземную церковь первый раз, некоторые не раз побывали здесь и с удовольствием, и с трепетом заходят в подземные лабиринты и галереи, заглядывают в кельи.

Интересные рассказы увлеченного экскурсовода, красивые росписи и иконы в церкви Николая Чудотворца и в Подземной церкви Антония и Феодосия оставили потрясающие впечатления. Мы живем на святой земле. Со всех уголков нашей Родины стремятся побывать здесь люди. Посещение таких мест не оставляет никого равнодушным, остается большое желание побывать ещё раз, углубиться в историю святых Саровских земель.

О клубе ИЗО при Доме Ученых РФЯЦ ВНИИЭФ

Своим неожиданным открытием — картиной И. Репина — я не могла не поделиться не только с вами, уважаемые читатели газеты «Вести города», но и со своими друзьями — любителями изобразительного искусства. Открытие 38-го сезона любителей клуба Изобразительного искусства при Доме Ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ началось с рассказа об увиденной картине И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». По причине пандемии посещение помещения Дома Ученых не приветствуется. Благодаря организаторским способностям члена клуба ИЗО Валентины Сергеевны Шагалиевой он продолжает жить. Третий год проведение встреч любителей ИЗО проводится в формате онлайн — конференции и такие встречи даже стали проводится чаще. История создания картины И. Репиным, факты, легенды и неожиданные сюжеты, изображенные в картине «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», или как её еще называли «Святитель Николай, останавливающий неправую казнь», была воспринята с большим вниманием и интересом. Все были удивлены, что копия картины Репина есть у нас в городе, многие и не знали об этом.

Немного о картине И. Репина

Идея большого полотна появилась у художника спонтанно, во время работы над портретом Николая Чудотворца. Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (примерные даты жизни — 270 — 345 годы нашей эры), которое он совершил в свою бытность епископом в Мире Ликийской (или Мирах Ликийских) — городе, расположенном в Ликии (ныне это место находится на территории турецкой провинции Анталья). Именно с названием этого города и связано известное прозвище святого Николая — «Мирликийский».

История описана в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца». Будучи в отъезде, Николай Мирликийский узнал о том, что мирский градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и достиг Диоскурова поля, где должна была совершиться казнь, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора. Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесённый над первым из осуждённых, и был изображён художником.

И как созвучен сюжет картины с нашим временем, в ней звучит напоминание о необходимости остановить смерть, призыв к милосердию. Больше века назад писали критики, что И. Е. Репин своей картиной «словно призывает любимейшего святого чудотворца остановить на Руси потоки крови, ставит зрителей перед лицом одного из его чудес». Так может не случайно именно сейчас ветераны и увидели это живописное полотно?

От всех участников экскурсии огромное спасибо за её организацию Татьяне Викторовне Кудряшовой и за увлекательное путешествие во времени Светлане Николаевне Рубцовой.

Г. Г. Погодина, член актива Центра № 4
по работе с неработающими пенсионерами (ветеранами) РФЯЦ-ВНИИЭФ