Жизнелюбие Веры
29 апреля 2022
В апреле отметила 99-летие самый старший ветеран Смоленской АЭС Вера Кожемякина.
Поздравляя ее дома, бригада коллег по общественной организации во главе с председателем Раисой Злакомановой удивлялась жизнелюбию, чувству юмора и красоте души нашей героини. Очень обаятельная и сильная женщина — из поколения победителей.
Вера Матвеевна в день рождения много шутит, вспоминает про детство, учебу на рабочем факультете во Владимирской области, где получила настолько хорошее образование, что потом ее с радостью приняли бухгалтером в родном Зерновском колхозе. Вспоминает, как приехала с родной Брянщины в Десногорск погостить у дочери в конце 70-х. Да, так и осталась. Вместе с мужем Александром Федоровичем работала в комбинате коммунальных предприятий, тогда еще подразделении Смоленской АЭС. За отличия в труде имеет много грамот и благодарностей.
А вот про самый сложный период в жизни практически ничего не говорит. Село Зерново, где Вера Матвеевна появилась на свет и прожила большую часть жизни, два года было под немецкой оккупацией. Женщины, старики и дети стонали от кошмара. Мужчин почти не осталось: кормильцев проводили на фронт, а те, кого по состоянию здоровья не приняли в армию, ушли партизанить в брянские леса.
Фашисты начали жестоко хозяйничать в сентябре 41-го. Ходили по дворам, резали скот, кур, заставляли им готовить, гоняли на каторжные работы, отправляли в Германию. Постоянно устраивали экзекуцию, издевались, избивали за любое неповиновение. В 500 метрах от села, в украинском городке Средина-Буда стояли власовцы, которые часто наведывались, очень любили развлекаться и многое себе позволяли. Гитлеровцы, судя по всему, рассчитывали террором, рабским трудом, голодом, холодом, постоянным страхом сделать советских людей покорными. Но зверства не подавили волю народа.
Отступая в 1943 году, немцы подожгли село, и оно в одну ночь сгорело, уцелели лишь несколько домов. Селяне выскакивали в одном нижнем белье на улицу, не успев ничего спасти из вещей. Потом жили в подвалах-погребах, где раньше урожай хранили. Когда в Зерново зашли наши солдаты, они поднимались из своих подземелий и, не помня себя от радости, целовали их, целовали руки, ноги.
«Несмотря ни на что, все муки вытерпели, духом не пали, помогла любовь к Родине и жизни» — говорит Вера Матвеевна, вдруг вспомнив эпизод, как незадолго до отступления немецкий офицер зашел в их дом, приложил замерзшие руки к печке, задумался, а потом произнес на ломаном русском: «Плохо, что мы начали войну. Гитлер капут. Русские все равно победят».
Смотрю на Веру Матвеевну и восхищаюсь ее светлой улыбкой, доброжелательностью. Она как будто воплощает в себе сборный образ героев — всех, кто на фронте, в тылу, оккупации, в партизанах испытал всю бесчеловечность войны и остался человеком. Настоящим.
«Поколение победителей всегда создавало вокруг себя атмосферу надежности, доброты, поддержки, внутренней силы и смелости» — соглашается со мной председатель Совета ветеранов Смоленской АЭС Раиса Злакоманова. «По большей части, это такие же, как и Вера Матвеевна, жизнелюбивые люди, заряжающие позитивом, при них стыдно ныть и жаловаться. Благодарим, гордимся, кланяемся в ноги живым и ушедшим в мир иной!».
Вера Матвеевна, провожая гостей, сразу же приглашает на свой 100-й день рождения. Удивительная женщина! В столь солидном возрасте наизусть цитирует Пушкина, считает в уме, помнит множество математических формул и строение Солнечной системы. Мы уходим, а в ее доме не умолкает телефон. Именинницу все поздравляют и поздравляют внуки и правнуки, их 10. И уже есть один праправнук. До свидания, будьте здоровы, счастья и мира вам!
Наталья Формина