Прошли по «Спирали любви» и загадали желания

6

23 августа 2021

Разумеется, человек в любом возрасте мечтает о любви, только мечты у ветеранов значительно расширяются, а потому сокровенные желания о том, чтобы не было коронавируса, чтобы у детей и у внуков было всё хорошо, становятся главными.

Конечно же, именно об этом, желая помолиться перед иконой Казанской Божьей Матушки, прекрасно вырезанной мастером на меловой скале, а также, загадав своё желание, пройтись по «Спирали любви», думали ветераны-атомщики.

Загадай желанье самой синей полночью...
И никому его не назови.
Загадай желанье, пусть оно исполнится...
Будет светло всегда, светло в нашей любви!
Роберт Рождественский

Председатель Совета ветеранов Валентина Кудрявцева не только организовала эту поездку, но и пригласила художника Евгения Петровича Фёдорова, ветерана Нововоронежской атомной станции, задумавшего и создавшего воистину чудесный художественный объект на краю села Архангельское в бывшем меловом карьере. Вот что он рассказал о своём детище, о том, как оно появилось.

— Жители знают, что в этом месте находилась сельская свалка, на том месте, где сейчас находится икона Святой Богородицы, было заваленное брошенными бутылями, пакетами кострище. Бардак, грязь, а ведь место очень красивое — лучшая панорама, с которой видна противоположная сторона Дона, наш город.

Поднялся на склон к кострищу, где просматривалось серое пятно. Я обвёл его углем, сфотографировал. Домой вернулся, вгляделся, и тут меня осенило: да это же лик Богородицы.

Материнский камень весьма прочен, его отколоть невозможно, такой вязкий. Большие глыбы не разрушаются, потому что внутри их и зимой, и летом плюс 11 градусов. Разрушение идёт за счёт выветривания, когда возникают трещины и в них попадает вода, возникает разница температур, расширение, сжатие.

Когда я начал работу, местная администрация пошла мне навстречу. Приезжаю через неделю, а мусор убрали. Совесть заела, начали помогать. Засыпали речным песком яму, выровняли площадку как раз на том месте, где сейчас расположилась «Спираль любви». Стало естественно и красиво.

Я почему-то особенно ценю икону Казанской Божьей матери, вот и изобразил её в облике Богородицы.

Палеонтологические Венеры (обобщающее понятие для многих доисторических статуэток) — один из видов первобытного искусства. Когда был культ хранителей очага, делали таких женщин с подчёркнутыми физиологическими признаками и использовали их в обрядовых целях.

Мать Земли Костёнковская (найденная в Костёнках маленькая 90 миллиметровая статуя, вырезанная из бивня мамонта. У неё нет лица, изображены ремешки, на которых академик Чудинов разглядел древние надписи. Оригиналу более 50 тысяч лет (хранится в Санкт-Петербурге), а это значительно увеличенная копия. Праматерь несёт в себе всех тех, кто в будущем родится на земле, кто уже родился, кто умер. Она как бы является матерью Богородицы.

Бивни обнимают её, ведь в этом месте заканчивался ледник, бродили стада мамонтов. Через них же прослеживается связь с нынешними влюблёнными, лики (прообразы Адама и Евы) находятся, как бы внутри Яблока Познания. Если присмотреться, то их лики расположены так, что между ними просматривается церковь — храм Божий. Всё тут тесно взаимосвязано.
К женской фигуре ведёт небольшой лабиринт, как назвал его автор, «Спираль любви и надежды». В чаше, изображённой в виде каменного цветка, лежат камушки. Если взять камушек и пройти через вход по спирали в центр, там загадать заветное желание, то оно обязательно сбудется. Евгений Петрович для каждого ветерана приготовил камушек на шнурке, который можно повесить себе на руку, что он собственноручно и сделал. Удивительно, но вход в лабиринт охраняли четыре фигуры древних Божеств. Высота скульптур около двух метров, они сделаны из армированного бетона и выкрашены белой краской. У одного из мужчин в руках оружие, у другого — сноп колосьев, третий держит музыкальный инструмент, четвёртый задумчиво оглаживает бороду.
— Эти статуи как бы охраняют вход и выход из лабиринта. Они символизируют разные стороны жизни: труд, войну, науку и культуру. Теперь считаю композицию абсолютно законченной, как и задумывал. Композицию я сделал для сельчан и гостей Архангельского.
Евгений Фёдоров более 40 лет проработал в лаборатории металлов на Нововоронежской АЭС, живопись и скульптура — его хобби. Мастер рисует карандашом, мастерит объёмные фигуры из природных материалов, увлекается резьбой по дереву. В Воронеже и Нововоронеже не раз проходили выставки его работ. А ещё — он занимается палеонтологией.

— В свободное время люблю объезжать самые различные уголки нашей местности, овраги, обвалы, в поисках различных палеонтологических окаменелостей, есть такое увлечение. В Сити Плазе есть моя выставка, которая раньше демонстрировалась в музее атомной станции. На склоне оврага мной найден квадрат, примерно 30 на 30 метров. Фундамент высотой с метр. Древнейший фундамент, видимо, сторожевой вышки — от сторожевой Белгородской черты. Сигнальными огнями в виде костров передавали информацию о набегах татар.

За последние пять лет творческий человек по собственной инициативе превратил пустырь на окраине Архангельского в необычный скульптурный комплекс. Обустроить его помогли нововоронежские предприятия, администрация Арханегельского поселения, друзья и коллеги.

Когда дует ветер, от установленного здесь же металлического Дерева любви разносится мелодичный перезвон спрятанных внутри колокольчиков. В это примечательное место стали ездить свадьбы, и на железном дереве любви, на самой макушке, там и сям висят традиционные замочки.

— Я хотел, — признаётся автор, — чтобы посетители этого места прочувствовали связь времён, задумались, какой путь прошло человечество — от каменного века до цифровых технологий. А главное, осознали ответственность каждого из нас за всё, что происходит вокруг — от малого до большого.

И впрямь чудесный уголок природы, бывший меловой карьер, обрёл новую жизнь, стал очень привлекательным, радующим глаз и душу. А ведь каждый из нас стремится к этому — обустроить уголок, домашний очаг. Хорошо бы ещё и обустроить уголок природы, как бы одушевить его на радость и себе, и остальным.

Иван Быков