К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (15.10.1814 – 27.07.1841)

все статьи
984

23 октября 2014

«Мой дом везде, где есть небесный свод...»

...Нет, я не Байрон, я другой,
еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник,
но только с русскою душой.
М. Ю. Лермонтов

2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий Указ (Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 375) подписал Президент Владимир Путин. В рамках Года культуры планировалось проведение многих мероприятий, в их числе — мероприятия к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

В этот день на телеканале Первый был показан фильм «Еще минута, и я упал...» .Авторы картины нашли немало сенсационных материалов, которые будут интересны зрителям. Автор сценария: Александр Колпаков. Продюсеры: С. Медведев, О. Вольнов.

Фильм, конечно, стоило посмотреть. Недолгая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова оставила нам множество тайн и загадочных мистических совпадений. Но больше всего вопросов вызывает его трагическая гибель. Авторы фильма проводят собственное расследование обстоятельств той роковой дуэли. Что стало истинной причиной поединка? Нелепая ссора, политические интриги или честь дамы? Ведь известно, что поэт был дружен с семьей своего будущего убийцы Мартынова, ухаживал за тремя его сестрами. Авторы фильма отыскали потомков Николая Мартынова, которые рассказали свою версию причин дуэли. По мнению Мартыновых, их предок застрелил Лермонтова, желая отомстить за поруганную честь одной из сестер. Но которой? Авторы фильма делают сенсационные выводы. В советские годы многие исследователи творчества поэта утверждали, что причина дуэли — политическая. Ведь неслучайно Николай Первый несколько раз высылал поэта в «горячие точки». Может, Лермонтов погиб от пули третьего стрелка, нанятого для устранения поэта и не замеченного участниками поединка? Создатели фильма с помощью экспертов проводят уникальный эксперимент, который полностью опровергает эту версию.

«Не экспертам» трудно рассказывать о жизни поэта, можно вспомнить лишь некоторые факты.

Михаил Юрьевич Лермонтов — одно из удивительнейших явлений в русской литературе.

«Наше всё» — это, конечно, Александр Сергеевич Пушкин, а Михаил Лермонтов волею судьбы оказался несколько в тени этого «гиганта». В Москве есть три музея, связанные с именем Пушкина, и лишь один — небольшой — Дом-музей М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке.

Поэт погиб, не дожив до 27 лет, создав всего за тринадцать лет творческой жизни такие литературные шедевры, которые поставили его в один ряд с нашими великими писателями. Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородино».

«Материя Лермонтова была высшая, не наша, неземная...» — написал вначале ХХ века Василий Розанов. Лермонтов прозревал будущее и проникал в прошлое, предсказал революцию 1917 года и последовавшую затем Гражданскую войну, да и свою гибель описал довольно точно, снискав славу одного из самых мистических писателей России ХIХ века.

М. Ю Лермонтов. был очень впечатлительным человеком. Потрясенный гибелью А. Пушкина, Лермонтов на следующий же день пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 г. поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах». Впервые в России стихотворение было напечатано уже после его смерти.

Наследие Лермонтова включает около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений, которые составляют неприкосновенный запас русской культуры. И всё это написано всего за 13 лет!!! Подавляющее большинство его произведений опубликовано посмертно.

Михаил Юрьевич, кроме того, был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. А как прекрасно чувствуется «романтика романса» в музыке А. Даргомыжского, А. Варламова, А. Гурилева, А. Абазы на стихи поэта. На его стихи написано более 100 мелодий.

К примеру, на стихотворение Ангел («По небу полуночи ангел летел...») известны и исполняются в настоящее время 7 произведений, в том числе на музыку А. Варламова, В. Ребикова, Н. А. Римского-Корсакова, В. Савинского. Часто исполняется «Молитва» М. И. Глинки для голоса с хором и фортепиано и В. Е. Савинского для смешанного хора без сопровождения, а также душещипательное произведение «Нищий» — «...и кто-то камень положил в его протянутую руку», и, конечно, «Парус» и «Утёс». Кстати, «Молитва» («Не обвиняй меня Всесильный») написана в 16 лет! Какие чувства можно иметь в эти молодые годы!

И. Андроников писал:

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Род Лермонтовых берет начало в Шотландии, он запечатлен в легендах о Томасе Лермонте, авторе древнейшего варианта «Тристана и Изольды».

Мишель Лермонтов родился в Москве в доме у Красных ворот (на этом месте находится сейчас «сталинская высотка»). Воспитывался он в доме бабушки. Она делала все для единственного, обожаемого внука. Он получил прекрасное домашнее образование. Места, связанные с именем М. Ю. Лермонтова — Москва, Санкт-Петербург, Тарханы, Середниково, Воскресенск, Троице-Сергиевская лавра, Кавказ, где он «ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское». Как «человек военный» на Кавказе... он участвовал в боевых действиях и был отчаянно храбр, удивляя своей удалью даже старых кавказских джигитов, но военное дело не было его «призванием». В стихотворении «Валерик» он говорит о своём отношении к войне: «И с грустью тайной и сердечной/ Я думал: «Жалкий человек,/ Чего он хочет?.. Небо ясно, / Под небом места хватит всем, / Но беспричинно и напрасно / Один враждует он — зачем?».

Для Лермонтова Кавказ был с детства «родным домом». Бабушка, опасаясь за здоровье болезненного внука, предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Эти впечатления нашли отражение в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова, одаренного живописца. И даже погибнуть ему досталось тоже на Кавказе.

В Пятигорске, во время второй ссылки, Лермонтов встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров Н. Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», — напишет Белинский. Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее, весной 1842 г., по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.

Перечитаем заново литературную классику, которую мы когда-то читали в детстве, но потом забыли. Перечитывать заново — это такое удовольствие! Можно найти вдруг именно то самое, что сегодня близко именно тебе, и прочесть-понять «историю души» поэта и человека.

По лермонтовским местам

Государственный литературный музей и Государственный музей А. С. Пушкина

В Музее проходит выставка «Мой дом везде, где есть небесный свод...». В выставочном проекте, подготовленном при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Москвы, приняли участие ведущие музеи, государственные архивы, библиотеки и театры страны, чьи фонды хранят материалы, связанные с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

Здесь представлены:

  • автографы и рисунки М. Ю. Лермонтова;
  • личные вещи: дорожная шкатулка, сафьяновые чувяки, серебряная ложечка;
  • прижизненные портреты поэта, его предков и близкого круга современников;
  • редкие документальные источники, в т. ч. первые упоминания о бежавшем в Россию «бельском немце, уроженце Шотландии Юрии Лерманте», датируемые 1617 г.;
  • рукописные альбомы с рисунками и автографами Лермонтова — его знаменитый Юнкерский дневник (1832-34 г.) и записная книжка сосланного на Кавказ декабриста А. И. Одоевского, с которым поэт сдружился в последний год жизни;
  • многочисленные, включая авторский, списки знаменитого и судьбоносного поэтического отклика «На смерть поэта»;
  • два секретных военно-судебных доклада по Делу расследования обстоятельств дуэлей поручика Лермонтова: с де Барантом в 1840 году и роковой, с Н. С. Мартыновым.

В музее 19 октября была проведена акция «Жизнь поэта»- 1831 год: Пушкин и Лермонтов — соседи по Арбату". Действительно, зимой и весной 1831 года поэты жили буквально в полусотне метров друг от друга. Встречались ли они, могли ли общаться?
История не сохранила об этом достоверных воспоминаний, хотя в среде исследователей бытует предположение, что Лермонтов мог стоять в толпе в Храме Большого Вознесения на венчании Пушкина и Гончаровой.

Во время мероприятия от лермонтовского дома на Малой Молчановке, через Арбат и Большой Афанасьевский переулок участники шли на Пречистенку, 12, чтобы посмотреть выставку, а оттуда по Гагаринскому переулку уже отправятся на Арбат, в дом № 53, в Мемориальную квартиру А. С. Пушкина. Шествие завершится концертом и чаепитием в той гостиной, где Лермонтов, наверное, так мечтал побывать в феврале 1831-ого года.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Этот дом бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева арендовала летом 1829 года у купчихи Ф. И. Черновой.
Деревянный одноэтажный особняк с мезонином в стиле ампир был построен после знаменитого пожара 1812 года. Е. А. Арсеньева с внуком жили в нем с 1829 по 1832 год, до своего отъезда в Петербург. В советское время особняк отдали под коммунальные квартиры. Этот особняк — единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Лермонтов. Статус музея дом приобрел в 1979 году, а в 1981 году, после реставрации, он открыл свои двери для посетителей. Чтобы реконструировать обстановку, в которой жил молодой Лермонтов, авторы экспозиции опирались и на типологию дворянского быта первой трети XIX века, и на все те детали, которые давало изучение жизни и творчества самого Лермонтова и воспоминания его современников.

Лермонтов жил здесь во время обучения в Московском университете. Здесь поэт написал более двухсот стихотворений, семнадцать поэм, в том числе один из ранних вариантов «Демона». Дом по праву может считаться самым главным местом, связанным с жизнью М. Ю. Лермонтова в Москве.

Национальный лермонтовский центр в Середниково

Неподалеку от Москвы, всего в 40 км, находится усадьба Середниково. Усадьба и село Середниково поменяли много хозяев. Село Середниково старинное, принадлежало и Черкасским, и Салтыковым, и Всеволжским, а затем владельцем села стал генерал-майор Столыпин, родной брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова.

Здесь, в Середниково, Лермонтов проводил летние месяцы 1829-1832 года. Здесь он мечтал, читал, переводил в библиотеке книги, слушал в гостиной музыку, писал свои юношеские стихи. Здесь он впервые влюбился, и предметом его первой любви была Катенька Сушкова.

В усадьбе воссоздана обстановка 19 века. Здесь не раз снимались фильмы («Бедная Настя», «Лермонтов», «Черный монах», эпизоды фильма «Адмиралъ» и другие).

Национальный Лермонтовский центр в Середниково позволяет возродить забытое очарование «усадебной жизни» и окунуться в атмосферу прошлых веков. Камерная атмосфера усадьбы располагает к общению и взаимопониманию. Этот дом и парк помнят М. Ю. Лермонтова, Столыпиных, Ф. Шаляпина, К. Юона, Фирсановых... Вековые деревья, завораживающие уголки тенистого парка, успокаивающая гладь «дремлющего пруда» хранят величие минувших дней. Экскурсия в Середниково — это путешествие в мир романтиков и поэтов, реформаторов и созидателей.

Виртуальные выставки в Интернете о М. Ю. Лермонтове

  • Пленник Кавказа: Виртуальная выставка
  • «А он встает над волнами забвения...». По лермонтовским местам: Виртуальная выставка
  • «Поэзия страдающей совести». Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
  • Я ищу свободы и покоя..." Виртуальная выставка Российской государственной библиотеки.

Прекрасная экспозиция к 200-летию М. Ю. Лермонтова выставлена в Музее Библиотеки им. Ленина в Москве.

Там представлена замечательная коллекция автографов М. Ю. Лермонтова. Его творчество представлено в ней с самых разных сторон. Кроме того, в этой коллекции есть альбомы, письма Лермонтова разных лет и учебные тетради, относящиеся ко времени его пребывания в благородном пансионе при Московском университете и в Школе гвардейских подпрапорщиков, другие, посвящённых ему материалы, а также большое количество его собственных рисунков.

И, конечно, если выбудете в санаториях Кавказских минеральных вод, просто необходимо посетить места, связанные с М. Ю. Лермонтовым.

Памятник Лермонтову в Кисловодске представляет 4-хметровую скульптуру Лермонтова, сидящего на скале и смотрящего вдаль, там где горы Эльборус, которыми поэт много раз восхищался в своих стихах: «Последний солнца луч златой, На льдах сребристых догорает, И Эльборус своей главой, Его, как туча, закрывает.» Памятник сооружен меценатом.

Место дуэли определила в 1881 году специальная комиссия, в состав которой входил первый биограф поэта профессор П. А. Висковатый и свидетели Евграф Чалов, державший лошадей участников дуэли, а также Иван Чухнин, брат извозчика Кузьмы Чухнина, по преданию, перевозившего тело Лермонтова с места дуэли в Пятигорск. Это произошло спустя сорок лет после трагической гибели великого поэта М. Ю. Лермонтова. Тогда же на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамидка.

Еще через 20 лет эта пирамидка была заменена деревянным памятником. Но вскоре он разрушился. Только в 1915 году, наконец, был установлен на месте дуэли каменный памятник-обелиск. Автор его — скульптор В. М. Микешин. На памятнике под горельефом поэта даты: «1814-1841». Ограда построена несколько позже, но в том же 1915 году.

В истории гибели Лермонтова много загадочного. Летом 1841 года он руководил летучим отрядом и ввязывался в такие переделки, из которых обычный человек выйти живым не мог. Лермонтов словно искал смерти, а она отворачивалась от него. И, тем не менее, он знал, что скоро погибнет. 13 июля на балу у Верзилиных Лермонтов по привычке поддразнивал хозяйку, но, неожиданно оставшись тет-а-тет, он изменился в лице, взгляд его стал застывшим и он сказал: «Эмилия! Прошу Вас на один только тур вальса, последний в моей жизни». Ссоры с Мартыновым ещё не произошло, и Эмилия не придала этим словам какого-либо значения. Мало кто заметил перепалку, возникшую между Лермонтовым и его однокашником Мартыновым. Лермонтов считал его одним из своих друзей и постоянно по-дружески задирал, высмеивая излишне героическую внешность приятеля.

Дуэль Лермонтова с Мартыновым состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов стоял выше по склону лицом к Бештау. Мартынов — ниже, лицом к Машуку. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, считая повод для дуэли ничтожным, и принес ему свои извинения, но Мартынов в ответ закричал: «Стреляй скорее!» Лермонтов выстрелил в воздух. Условия дуэли были жесткие — три выстрела с семи шагов. Дуэль была против правил, без врача.

Лермонтов со странной улыбкой наблюдал за Мартыновым. Мартынов долго целился. Начался дождь. Раздался раскат грома, а вслед за ним — выстрел. Лермонтов упал как подкошенный. Секунданты поехали за врачом, но разразилась буря и только поздним вечером тело Лермонтова было перевезено в Пятигорск на его квартиру.

Во всей этой истории была одна странность — траектория пули в теле Лермонтова. Она вошла под нижним ребром, а вышла через шею, пронзив внутренние органы по диагонали. Чтобы послать так пулю, Мартынов должен был лежать у ног противника и целиться почти отвесно вверх. И еще: канал подобной длины могло оставить оружие, обладавшее значительно большей начальной скоростью пули, скорее всего нарезное, вроде штуцера. Однако ни Мартынов, ни другие свидетели дуэли так и не приоткрыли завесу над произошедшим, унеся с собой тайну драмы под Пятигорском.

Но, зачем тревожить память? Лермонтов жил так, как умел, недаром он написал: «тому судья лишь Бог и совесть»!

В 1870 году один из первых российских лермонтоведов Петр Кузьмич Мартьянов предложил установить в Пятигорске памятник Лермонтову. Идею поддержали. Начался сбор пожертвований для установки памятника великому русскому поэту.

В 1881 году был объявлен всенародный конкурс на идею монумента М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Победителем конкурса стал известный российский скульптор-портретист Александр Михайлович Опекушин, создатель знаменитого памятника Пушкину, установленного на Тверском бульваре Москвы.

Опекушин изобразил Лермонтова в момент поэтического вдохновения. Взгляд Лермонтова обращен вдаль — на Кавказские горы и белоснежный Эльбрус. Чтобы добиться портретного сходства, Опекушин использовал акварельный автопортрет, написанный Лермонтовым в 1837 году, а также единственный портрет поэта в профиль, сделанный бароном Паленом в 1840 году.

Бронзовая статуя поэта высотой 2,35 метра была отлита в Петербурге, на фабрике Морана. Постамент сооружен из светлого гранита, специально привезенного из Крыма. После того как памятник был собран, его высота составила 5,65 метра. Надпись «М. Ю. Лермонтову», а внизу, дата открытия: «16 августа 1889 года».

Монумент, сооруженный в Пятигорске, стал первым в России памятником Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Сегодня он — одна из главных достопримечательностей города. У подножия памятника каждый год проводятся праздники, посвященные Лермонтову. Любители поэзии из разных стран мира приезжают сюда, чтобы поклониться великому поэту.

Вспомним М. Ю. Лермонтова. Пусть строки лермонтовских стихов порадуют и вашу душу! «Я жить хочу назло печали»

Материал подготовили:
заместитель директора Исполнительной дирекции МОДВ АЭП
Соломенцева И. И.,
ведущий специалист Исполнительной дирекции МОДА АЭВ
Бушмелев В. Ю.