Поход на Телецкое озеро (Мои воспоминания о туризме)

все статьи

04 июня 2024

После окончания школы мои занятия туризмом закончились, т. к. в институте секции туризма не было.

Но когда я училась на 3 курсе, то узнала, что студенты радиотехнического факультета собираются на Телецкое озеро. А побывать на этом озере было моей давней мечтой. Поэтому я, не стесняясь, отправилась к радиотехникам и попросилась к ним в группу. Они без особого желания, но согласились взять меня с собой в этот поход. И вот в конце августа группа собралась в Новосибирске. Далее поездом до Бийска. Конечно, это был общий вагон, т. к. тогда плацкартных вагонов не существовало. Остановка в Бийске для оформления документов, и выходим на Бийско-Чуйский тракт. Идти прямо по дороге было неприятно т. к. постоянно шли грузовики, обдавая нас пылью. Кроме того, стояла августовская жара, а мы были сильно нагружены, т. к. несли с собой все туристское снаряжение, включая палатки, а также приличное количество продуктов. Ведь рассчитывать добыть продукты где-то в горных безлюдных лесах не приходилось. И чтобы как-то облегчить себе путь решили двигаться ночью, а днем, отдыхать в каком—нибудь лесочке. Правда тут нам подвезло — мы смогли примерно 100 км подъехать на местном транспорте — грузовике, у которого в кузове были вдоль бортов установлены скамейки, на которых сидели пассажиры. И снова пешком по дороге, вдоль которой текла бурная река Катунь.

Однажды решили остановиться на берегу реки попить свежей воды и освежиться. Свалили в кучу у придорожного столба все свои рюкзаки и бегом сбежали к реке. А я почему-то не побежала со всеми, а осталась около вещей. А погода портилась — надвигалась гроза. Тучи закрыли все небо, и разразился ливень. Это была настоящая гроза, гром громыхал прямо над головой, а молнии врезались в землю вокруг меня. Я стояла у столба (чего никогда нельзя делать во время грозы) одна. Все наши были внизу у реки. И меня охватил ужас! Мне казалось, что в меня сейчас ударит молния! Но какое счастье — приближались огни грузовика. Я остановила машину и просила подождать наших, чтобы подвезти нас. Они может быть и подвезли бы нас, но ждать, когда все подойдут от реки, не стали. Машина уехала. А я стояла одна среди этого ужаса и ждала, когда же все наши придут Вообще-то я не трусиха, но тут испугалась по-настоящему.

Все-таки мы городские жители и такие природные явления нас страшат. Такого страха я не испытывала никогда ни раньше, ни потом.

Дальше шли снова вдоль реки. В одном месте увидели на другом берегу реки в скалах вход в какую-то пещеру. Решили обследовать ее. Но как перебраться на другой берег? Тогда одна девушка — хорошая пловчиха -привязала к себе тонкую веревку и нырнула в эту горную речку. Через несколько минут она была уже на другом берегу. Она перетянула на тот берег толстый канат, привязала его к толстому дереву—и переправа готова. Оставалось только всем по очереди, уцепившись за канат руками и ногами, перебраться на тот берег. Также переправили рюкзаки. Теперь—пещера, но как в нее забраться. Вход в нее высоко. Срубили дерево, обрубили ветки- получилась лестница. Главный вход — довольно большое помещение, дальше лаз, по нему — только ползком, другое помещение — поменьше, там мы с удивлением увидели лошадиный череп. Как туда могла попасть лошадь? Или кто-то затащил туда череп. Обратно пришлось выбираться снова через лаз, но уже ногами вперед. Из пещеры вылезли такими грязными, что пришлось делать помывку. Обратно по канату на дорогу и еще два дня пути.

Нужно было дойти до поселка Элекмонар, а потом свернуть налево и войти в тайгу. Идти по горной лесной дороге довольно трудно. Под ногами то камни, то какая-то жидкая грязь. И, наконец, наша цель — Каракольские озера. Райское место—сухо, мелкий подлесок, великолепные кедры. В траве полно ягод — черника, голубика. Вся земля под деревьями усыпана спелыми кедровыми шишками. Видимо здесь очень редко бывают люди. Мы провели там два дна — отдыхали.

После Каракольских озер дорога пошла в направлении Телецкого озера. Только до него надо еще идти и идти. Надо перевалить через хребет Иолго. Места совсем безлюдные. Встречаемся с группой организованных туристов. Это люди, которые купили путевку на Алтай в каком-нибудь экскурсионном бюро, которые организуют такие поездки. У них группу ведет проводник, есть лошадь, которая везет особо тяжелые вещи. Может подвезти особо уставшего или заболевшего туриста. Идем с ними по одной тропе, или параллельно. Дошли до заимки лесника. Большой дом, срубленный из лиственницы, хозяйственные постройки, лошадь, корова. Жалкий огородик. Эта почва не годится для выращивания овощей. Растет только, если очень сильно унавозить землю. После нескольких дней ночевок в палатке хотелось поспать в доме. Гостеприимные хозяева предложили нам расположиться в большой кухне. Мы расстелили на полу палатку и улеглись Мы с одной девушкой легли на лавку. Но как только погасили свет, услышали какое-то шуршание. Когда снова зажгли свет, то увидели жуткую картину: весь пол, стены и наши спящие товарищи покрыты кишащими тараканами. Мы с подругой убежали на улицу и просидели там до утра. Мы спросили хозяев, почему они не выведут тараканов — ведь это можно легко сделать. Нужно только зимой на пару ночей не топить в доме печь, чтобы в доме установился мороз, и все тараканы вымерзнут. Но оказывается им это сделать невозможно, т. к. в доме дети и домашние животные. Но еще одна ужасная картина. У них трехлетняя девочка не ходит и не говорит. У родителей нет возможности съездить с ребенком в больницу т. к. они не могут оставить свое место работы на несколько дней, а поездка в больницу от них может занять не один день.

Еще несколько дней пути и мы спускаемся с хребта Иолго прямо к Телецкому озеру. Озеро расположено между отрогов Алтайских гор Глубина озера 325м., длина77.8м., ширина 5,2м площадь 223кв. м. Берега гористые покрыты таежной растительностью. Озеро занимает шестое место в России среди глубоких озер ледникового происхождения. В озеро впадает множество мелких речушек, а крупная река Чулышман. Вытекает одна река Бия. Озеро входит в состав Алтайского государственного природного заповедника. В составе в ЮНЕСКО как Золотые горы Алтая. С 1996 года — памятник природы регионального значения. На берегу озера расположена турбаза Артышта. Это двухэтажное деревянное здание. В нем не менее20 больших комнат. Мы заняли одну из них. Но самое замечательное—это баня. После нескольких дней, когда мы спали не раздеваясь, зайти в прекрасное помещение с горячей водой было просто счастье. На следующий день нас отвезли на катере и высадили на берег в заливе Камга. Там мы тоже увидели домик лесничего — небольшой и очень чистый. Нам даже было стыдно заходить в нашей грязной обуви, Но гостеприимные хозяева, молодой лесничий и его симпатичная жена, пригласили зайти в дом и даже предложили расположиться и обогреться на большой русской печи. Сын хозяев — мальчик лет 10 сидел и очень хорошо играл на аккордеоне. Мы спросили мальчика, где он научился так хорошо играть на аккордеоне. Оказалось, что он самоучка. Просто подбирает по слуху музыку, которую слышит по радио. Зимой сын хозяев живет и учится в школе-интернате в большом поселке на берегу озера. Мы осмотрели местную достопримечательность — водопад. Правда, сейчас это жалкая струйка, а весной во время таяния снега — это бурный поток.

К сожалению, для меня это посещение Телецкого озера закончилось т. к. мне надо было возвращаться в институт на занятия, а у радиотехников занятия начинались позже. Мне и еще одной девушке надо было возвращаться на турбазу в Артышту. А как из этого залива добраться до турбазы? Но нам повезло — один местный житель должен был по какому-то своему делу поехать в Артышту, и он согласился взять нас с собой. Способ передвижения—на лодке. Он сказал нам: «Девки, вы будете грести!» Чему мы очень обрадовались, т. к. нам очень хотелось погрести. Тем более погода была хорошая, и поверхность озера была как зеркало. Хозяин лодки завалился спать на носу лодки, а мы как могли гребли и любовались красотами берегов. Примерно через два часа был привал на одном из островков, и к вечеру мы были в Артыште. Далее надо было добираться до Бийска, а оттуда на поезде домой.

В то время в Бийск из Артышты можно было добраться только по реке Бие, т. к. дорог там тогда не было. А т. к. на турбазу ежедневно прибывало много туристов, одна группа организованных, много дикарей, то работала бригада плотников, которые изготавливали большие лодки на 20 человек, в которых туристы сплавлялись по реке Бия до Бийска. Река Бия горная и по ней туристы сплавлялись в сопровождении опытных лоцманов. Лодки делались самые примитивные, которые могли выдержать два — три дня плавания до Бийска, а там их просто бросали. Вот на такую лодку мы попросились, чтобы добраться до Бийска. Нам запросто разрешили поместиться в лодке. Весной, когда половодье, такое плаванье довольно опасно, т. к. на реке много порогов. Сейчас же, когда воды мало, многие пороги обмелели и плыть много проще. Первый день плаванья прошел благополучно. Мы даже попросили разрешить нам немного погрести на одном мелком перекате. Но вообще-то на веслах сидели бравые ребята. Переночевали на берегу, но на следующий день плаванье началось с неприятности. Лоцман не заметил, как мы приблизились к большому валуну, и нас с размаху стукнуло об этот камень. Раздался треск, и верхняя доска лодки немного надломилась. Сначала все испугались. Но оказалось, что доска лопнула совсем немного и можно так плыть дальше.

К вечеру мы доплыли до большого села, расположенного на высоком берегу. Село называлось Лебеди, с ударением на И. Здесь мы сошли с лодки, и дальше наше путешествие продолжалось на местном транспорте — грузовик с расположенными внутри прибитыми к бортам досками для сиденья На нем мы доехали до Бийска за один день. Весь день мы ехали стоя и держались за кабину. Ветер обдувал наше лицо. Мы потихоньку пели и любовались окрестностями. Правда, когда мы сошли с машины, то нас качало так, как будто мы плыли на корабле. Дальше — общий вагон до Новосибирска, а потом домой — мне до Кемерово, а ей в Тюмень.

Эпилог

Это поездка произвела на меня такое впечатление, что я пообещала себе, что обязательно приеду сюда еще раз с мужем, пробудем здесь больше, осмотрим все подробно, сделаем много фото.

Но такова жизнь, что иногда мы не выполняем самые сильные обещания. Так и я не поехала на Алтай ни на следующий год и вообще не поехала никогда, хотя всегда об этом мечтала. И вот недавно я увидела фильм о сегодняшнем Алтае. Какие изменения! Много хороших.
Например — дороги. Теперь до Телецкого озера из моего любимого Кузбасса можно доехать за несколько часов на своем автомобиле.
Заботами Тулеева А. Г. от Новокузнецка до Телецкого озера проложена хоть и не асфальтированная, но хорошая гравийная дорога. Но эта дорога нанесла непоправимый вред уникальной, но хрупкой природе Алтая.

Особенно меня огорчила судьба урочища Каракольские озера. Т. к. туда проложили дорогу, то вся территория урочища разбита на участки, отданные под дачи. Трагична судьба кедровника. Варварский способ добычи кедровых орехов, при котором срубали верхушки деревьев, а они потом погибали, практически погубили уникальное природное чудо. Сейчас все кедровники взяты на учет и строго охраняются.

Киселева Нинель Григорьевна — ветеран атомной отрасли,
член ветеранской организации «Гидромонтаж»