О крымских караимах

все статьи
17

14 апреля 2022

В 2020 году мы с мужем проходили лечение по путевке, выданной органами соцзащиты, в одном из санаториев города Евпатория.

Гуляли по городу, посещали концерты, спектакли в городском драматическом театре. На театральной площади перед театром нельзя было не обратить внимания на небольшой, своеобразный памятник какому-то, видимо уважаемому в городе, человеку. Надпись на памятнике гласила, что это скульптура городского головы Семена Эздровича Дувана, караима по национальности. Что же известно о нем и о караимах?

Крымские караимы — это немногочисленная этническая группа, исповедующая религию, родственную иудаизму. Существует несколько теорий происхождения караимов. Вот некоторые из них.

Караимы — потомки хазар, кочевого народа VI- X веков, принявшего иудаизм. Хазары исчезли в XI веке, а письменные упоминания о крымских караимах появились в XIII веке. Хазарская теория в XX веке была признана советской наукой.

Караимы происходят от группы евреев, исповедующих иудаизм караимского толка. Произошли от смешения евреев с хазаро-болгарским населением.

Есть и другие теории, например, такая — караимы вышли из захваченных монголами территорий Северного Ирана.

В настоящее время крымские караимы — это коренной народ Крыма, объединенный общностью веры, крови, языка и обычаев, сознающие собственную этническую индивидуальность, самобытность культуры и религиозную самостоятельность.

В 2002 году, согласно переписи, в Евпатории проживало 260 караимов, в Феодосии — 100, в Бахчисарае — 88. Есть они и в Москве (89 человек) и в Московской области (их 18), причем только 3 человека при переписи указали, что они владеют караимским языком.
Теперь о Дуване. С. Э. Дуван был крупным землевладельцем и в силу своего характера и выдающихся организаторских способностей активно занимался общественной деятельностью. Дважды, с 1910-го по 1917 год, избирался главой города. К тому же он обладал градостроительным мышлением. Его стараниями в Евпатории был построен театр, библиотека, замощены улицы, появилась телефонная связь. Город развивался с учетом близости к морю. И при Дуване Евпатория превратилась из уездного городка во всероссийский курорт, стала «Российской Ниццей».

Всероссийский император Николай II, побывав с семьей в Евпатории, подарил главе города С. Э. Дувану золотой портсигар с бриллиантовым гербом.

Падение монархии стало для Дувана глубоким потрясением и он во время Гражданской войны эмигрировал во Францию. Но о любимом городе никогда не забывал. Во времена голода в России на свои собственные деньги он снарядил 3 корабля с пшеницей для жителей Евпатории.

А во время нападения фашистов на СССР выступал в защиту караимов. Мечтал возвратиться на Родину.

Учитывая заслуги перед городом, в 1995 году, ко дню 125-летия со дня рождения С. Э. Дувана и был поставлен этот памятник. На нем С. Э. Дуван держит в руках макет города, развитию которого посвятил лучшие годы жизни.

Хочется закончить словами В Маяковского: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории».

Киселева Н. Г., ветеран атомной промышленности