Воронежская земля — колыбель военного судостроения

все статьи
3

14 апреля 2022

В Совете ветеранов состоялась встреча с Расторгуевым Валерием Ивановичем — капитаном 1 ранга.

Военным историком-краеведом, председателем Фонда «Продвижение и реализации исторических и культурных проектов «Память веков», членом ассоциации «Морское наследие России», посвященная 350 —летию со Дня рождения Петра 1.

Валерий Иванович рассказал о Воронежской земле — колыбели военного судостроения, основе научно-технического потенциала России. На верфях Воронежского края с 1695 — 1712 гг построено более 1000 кораблей и вооруженных судов и более 10 000 вспомогательных судов. Задача по созданию сильного военного флота, диктуемая временем, была выполнена в фантастические короткие сроки. Несмотря на неимоверные лишения и трудности, переносимые народом. Мощный боеспособный флот был создан, как система защиты государства.

Воронежский флот неоднократно грамотно использовался российскими дипломатами, как инструмент внешней политики. Именно в Воронеже положено начало русскому Военно-Морскому Флоту. 14 ноября 1696 года боярская Дума в Москве постановила «Военному Флоту быть» и таковым должен стать Азовский флот и главной верфью стал далекий от морей Воронеж.

Было учреждено первое Адмиралтейство России, небольшая деревянная крепость на речном острове в 1697 — 1698 гг. Адмиралтейский двор —ставка царя Петра I, Государева шатра и склада флотского вооружения, производственного в мастерских (напротив Успенской Адмиралтейской церкви). Сформировалась система канцелярского делопроизводства. Первым адмиралтейцем (морской министр 1696 — 1712 гг) стал Александр Петрович Протасьев, руководивший строением военных кораблей, а затем, с февраля 1700 года Ф. М. Апраксин — первый губернатор Воронежских земель. Государев разрядный шатер выполнял функции административной, финансовой, судебной и полицейской власти. В 1698 году была учреждена первая навигатская школа в России, которая в 1701 году была переведена в Москву.
В 1699 году учрежден и изготовлен первый Андреевский флаг, а затем штадарты и корабельные флаги России.

27 апреля (8 мая) 1700 года, в торжественной обстановке, под барабанный бой, был спущен на воду 58 пушечный первый линейный корабль России (40 м в длину и 9,8 м в ширину) «Божие Предвидение» («Гото Предестинация»), построенный по русскому чертежу отечественными мастерами (Петр I, Ф. Скляевым, и Л. Верещагиным) и плотниками.

В 1703 году была открыта первая в России Адмиралтейская школа для подготовки младших специалистов флота.

Строились первые придворные и военные яхты России, плавучие доки и другие суда. Воронеж стал центром формирования полков Российской армии для Азовского похода (1695 — 1696 гг.) и победы в Полтавской баталии, разгромив сильнейшую европейскую армию.
Проведена реформа морской артиллерии Петра — принят корабельный артиллерийский регламент в 1716 г. В период 1696 — 1703 гг Воронеж становится столицей Руси. Здесь 150 предприятий, мануфактур (в Москве — всего 5).

Прошло создание регулярной сухопутной дорожной системы в России, главная ямская дорога московского государства — Воронеж-Москва протяженностью в 552 версты. В 1683 — 1684 гг принимаются царские указы с требованиями к ямским дорогам (3 сажени или 2.13 м), ямской службе (станции для смены лошадей) через каждые 20 верст. Верстовые признаки красной краской с надписями и с обеих сторон осажены деревьями (яблони, груши, смородина и вишни, более 200 тыс.) «кои и землею насыпаны дабы пылью, песком и снегом дороги не засыпало».

16 декабря 1700 г Петр 1 учредил почтовую гоньбу с письмами и посылками с Адмиралтейского двора, а в 1722 году вышел Указ о строительстве дороги Москва — Петербург протяженностью 728 верст с назначенными станциями и проездным тарифом, которая продолжалась до 1746 года с учетом опыта строительства дороги Москва — Воронеж.

Вячеслав Мешалкин, ветеран НВ АЭС