Люди, которых мы называем первопроходцами (К 80-летию атомной отрасли)

4

26 февраля 2025

Эти слова известной песни можно отнести и к нашему герою, о котором мы расскажем вам, но об этом чуть позже.

«Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан...»

Николай Кириллович Смирнов, а именно о нем наш рассказ, относится к людям, которых мы называем первопроходцами.

Родился Николай в 1927 году в крестьянской семье в Челябинской области, здесь он учился в сельской школе. Но в 1941 году оставил школу и трудился с матерью в колхозе, фронту нужно было не только оружие, но и продовольствие. В марте 1943 года в возрасте 16 лет был мобилизован в школу ФЗО (Фабрично-заводского обучения) в город Магнитогорск. Школа ФЗО во время Великой Отечественной войны готовила рабочие кадры для промышленности. А уже в сентябре 1943 года Смирнов приступил к самостоятельной работе помощником мастера. Сроки подготовки и требования к учащимся в ФЗО были жесткие. С сентября 1945 по июнь 1949 года обучался в Магнитогорске в индустриальном техникуме, который окончил с отличием и получил возможность поступления в ВУЗ без экзаменов. С 1949 по июнь 1954 года обучался в Ленинградском Высшем Инженерно-морском училище имени адмирала Макарова, где получил специальность инженера-электромеханика. После окончания училища проходил стажировку на кораблях военно-морского флота (ВМФ) до апреля 1955 года, и по окончании ему было присвоено звание инженер-лейтенант. С мая 1955 года по сентябрь 1957 года работал в северном морском пароходстве Минморфлота СССР. За это время посетил 8 зарубежных стран, в том числе Китай, Норвегию, Италию, Грецию, Великобританию, ФРГ и другие. Вряд ли кто из ветеранов, да и нынешних работников, имеет такой же морской багаж. Николай Кириллович действительно покорял моря и океаны. Как видите, песенка «о капитане» это как раз про таких как он.

Летом 1958 года Николай Кириллович приехал к родным в Воронеж и, узнав про стройку, уже в октябре 1958 года «пришвартовался» на берегу реки Дон, где и начал свою «сухопутную» биографию в управлении строительства Воронежской ГРЭС в должности механика строительного участка. В сентябре 1961 года перешел в штат Воронежской ГРЭС на должность начальника смены электроцеха, а в марте 1963 года, как и многие будущие эксплуатационники, был зачислен в штат Нововоронежской АЭС.

Затем в 1965 году перешел из электроцеха в реакторный цех, чтобы проявить свой морской характер за пультом реакторной установки.
Он участвовал в пуске 1 и 2 блоков в разных должностях, а в марте 1970 года он назначается на должность начальника смены АЭС 1-2 блока. С 1974 года Смирнов работает главным технологом 1-2 блока в ранге заместителя главного инженера, а впереди Николая Кирилловича ждал Дунай. В сентябре 1976 года он был командирован в Болгарию в качестве заместителя руководителя группы советских специалистов для оказания помощи в организации эксплуатации блоков с реактором ВВЭР-440, где нужны были опытные специалисты эксплуатационники. В марте 1979 года Николай Кириллович возвращается из командировки и уже в апреле, как говорится, с корабля на бал назначается на должность начальника РТЦ-2. В этой должности он проработал до 1983 года, и опять срочный вызов, и, уже в звании капитан-инженер (вот и стал он капитаном) Смирнов командируется в ГДР на АЭС Грайфсвальд на должность руководителя группы советских специалистов, где находился до апреля 1988 года. По возвращении из командировки он переходит на работу в ОПТИ (отдел патентной и технической информации), где работает до ухода на пенсию.

В отделе работали «зубры», прошедшие школу на различных руководящих должностях на НВАЭС. В их обязанности входила и работа с общественностью, в том числе с ветеранами. Перестроечные годы были нелегкими для всех, включая ветеранов. Для защиты социальных, трудовых прав и законных интересов ветеранов, развития социального партнерства, содействия социальной адаптации, реабилитации и охраны здоровья ветеранов, обеспечения социальной поддержки пенсионеров требовалось создание организации, которая бы объединила ветеранов НВАЭС. В 1987 году был создан Городской Совет ветеранов, который возглавил Прозоровский Дмитрий Викторович, бывший начальник управления строительства НВАЭС, Герой Социалистического Труда.

Заместитель директора НВАЭС Юрий Дмитриевич Меремьянин выступил с инициативой о создании ветеранской организации атомной станции. Эту идею поддержал директор НВАЭС Викин Вячеслав Андреевич и председатель профкома Гриднев Владимир Акимович. Ветеранская организация атомной станции вошла на правах первичной в состав Городской ветеранской организации. С 1987 по 1989 ее возглавлял Шанин Вениамин Васильевич, а с 1989 года Совет ветеранов возглавил герой нашего очерка — Николай Кириллович Смирнов. И с 1989 до 2002 года ветеранская организация «плыла» под его руководством. За это время организация сплотила вокруг себя всех пенсионеров атомной станции, решила вопросы материальной помощи, оздоровления персонала в профилактории, вопросы медицинского обслуживания ветеранов. Огромная работа была проделана по разработке организационных материалов, устава и других документов, которые были необходимы для регистрации Ветеранской организации как самостоятельного юридического лица, и это было сделано. И ветеранская организация НВАЭС была зарегистрирована и вошла в состав Межрегиональной общественной организации Концерна «Росэнергоатом» в декабре 2002 года. И в этом была огромная заслуга Николая Кирилловича, который совмещал работу в отделе с общественной работой. После этого Смирнов передал руководство ветеранской организацией Скабовскому Андрею Сергеевичу и, как говорят моряки, «сошел на берег» и занялся активным отдыхом.

Михаил Полуэктов, ветеран РТЦ-1