В древней Старице

60

06 мая 2015

27 марта 43 человека приняли участие в замечательной экскурсии, организованной Советом ветеранов КАЭС, в древнейший город Старицу Тверской области.

Первым пунктом назначения стал краеведческий музей. Здесь мы разделились на 2 группы и последовали вслед за экскурсоводами, которые не дали нам скучать. Книга отзывов музея пополнилась записями наших ветеранов. Немного из истории музея.

Музей в Старице был открыт в 1919 году и находился в настоятельном корпусе бывшего Свято-Успенского монастыря. В период Великой Отечественной войны музейная коллекция была практически уничтожена. С 1975 г. музей располагался в здании Введенской церкви с трапезной (1570 г.) Свято-Успенского монастыря. С 1977 г. Старицкий архитектурно-художественный и археологический музей стал филиалом Тверского государственного объединенного музея.

В 2008 г. Старица получила новое здание для краеведческого музея, который претендует стать центром всей патриотической и краеведческой работы с детьми и молодежью, а также центром организации досуга для посетителей разных возрастов и социальных категорий.

Экспозиция рассказывает о событиях Смуты начала XVII в., первом русском патриархе Иове — уроженце Старицы, настоятеле Старицкого Успенского монастыря, о роли монастыря в жизни города, о реформах Екатерины II, утвердившей герб и план города.
В музее показаны важнейшие старицкие промыслы: каменотесный, кузнечный, гончарный, а также предметы традиционного народного быта.

Отдельные тематические комплексы посвящены старицкому дворянству. Целый зал отдан под экспозицию, рассказывающую о городской жизни XIX — начала XX вв.: муниципальном управлении, торговле, быте, культуре, образовании. Настоящим её украшением служит городской интерьер. Один из разделов экспозиции посвящён периоду Великой Отечественной войны в Старице.

Ярчайшее впечатление оставило посещение Свято-Успенского монастыря, где мы после экскурсии вкусно пообедали в трапезной.
Далее нам предстояло посетить музей А. С. Пушкина, который расположен на территории старой дворянской усадьбы помещиков Вульфов (конец XVIII-начало XIX вв.) в каменном двухэтажном особняке в Берново. На первом этаже особняка нашему вниманию были представлены произведения поэта, созданные на Тверской земле. Среди залов второго этажа запомнилась комната, где останавливался поэт. Она просторная, уютная, с балконом и видом на усадебный парк, который из-за погодных условий полностью рассмотреть не удалось. К сожалению, время нашей экскурсии заканчивалось и мы, уставшие, но очень довольные отправились в обратный путь.

Вот мы и познакомились с еще одним городом нашего родного края и его историей.

Посещение Старицы не оставит равнодушным ни любителя русской старины, ни специалиста по истории и архитектуре, ни фотографа. Редко, где встретишь такое сочетание покоя и красоты, уюта и гармонии старого русского города.

Т. А. Виноградова, В. М. Клейменова

Старица — один из древнейших городов Тверской земли, расположенный на Волге, в 75 км от Твери. Старицу окружает среднерусская природа с характерными для Валдайской возвышенности холмами — именуемые в народе «Волжской Швейцарией». Расположение Старицы пример тому, как хорошо наши предки умели выбирать места для поселений.

Первоначальная крепость стояла высоко на мысу, и сейчас с этой высоты открывается великолепный вид на Старицу и ее окрестности.

Старицей еще называют в летописи XIV века место, где было прежнее, старое поселение. Но предания уводят нас в глубь веков, во времена нашествия монголов, истребивших всех жителей. Не из народной ли легенды попало на герб города изображение единственно уцелевшей из старичан древней старухи (старицы) с посохом, встретившей освободителей — дружину тверского князя?

Официально Старица основана в 1297 году, но по последним археологическим и летописным находкам исследователей «Новый городок» или «Городок на Старице» возник во второй половине XIV века. Но, в любом случае, Старица возникла, как крепость в составе Тверского княжества.

В XIII веке Старица представляла собой «украйный» — пограничный город-крепость Тверского княжества, которым пытались завладеть позднее московские князья. После смерти Ивана III Старица стала уделом его сына Андрея, получившего прозвание — Старицкий. При нем началось активное строительство княжеского дворца и монастыря, а после воцарения молодого Ивана IV, строительство продолжил Владимир Старицкий. Именно в те времена Старица приобрела свой сказочный вид.

Расцвет Старицы продолжался недолго. В Смутное Время город был почти полностью разрушен польскими войсками. Но поскольку Старица по-прежнему являлась важным стратегическим пунктом, царь приказал восстановить крепостные стены города. После расправы Ивана Грозного с последним удельным князем, Старица становится одной из загородных резиденций Ивана Грозного, отстраивается и укрепляется, продолжают развиваться торговля и ремесла. С тех пор Старица своих князей больше не имела.

В конце XVI века Иван IV, ведя в течение 25 лет изнурительную войну с Польшей и Литвой за выход к Балтийскому морю, принимал в Любиме (так он называл Старицу), папского посла иезуита Антония Посевина — посредника в переговорах о мире со Стефаном Баторием. Перемирие было заключено, а Посевин оставил потомкам «Записки о Московии», выпущенные в Италии в 1586 году, где есть упоминание о Старице.

Однако оригинального пятишатрового собора Бориса и Глеба, который видел иезуит, не стало, его разобрали, за ветхостью. В 1820 году рядом с тем местом, где он стоял, построили новый Борисоглебский собор. Около него возвели колокольню (после реставрации здесь откроется смотровая площадка для туристов), а у подножия городища, близко от воды, в XVIII веке расположили эффектную церковь Параскевы-Пятницы, покровительницы торговли (рядом была базарная площадь), со строительством места площади не стало. За нею у крепостного вала виднеются арки, сложенные из белокаменных блоков. По обеим сторонам моста стоят полукруглые здания, имеющие декоративное назначение.

С легкого трехпролетного моста, перекинутого через Волгу в 1963 году, берет начало улица Ленина.

Но от стратегических планов Петра I Старица осталась в стороне и утратила значение крепости. В 1708 году Старица вошла в Смоленскую губернию, а в 1775 году стала уездным городом Тверского наместничества. В XVIII — XIX веках Старица была довольно крупной пристанью на пути из Москвы в Петербург. В городе оживилось строительство общественных зданий, церквей и городских домов. Строили из местного белого камня и кирпича, Старица стала нарядной и уютной. А в середине XIX века железная дорога миновала город и Старица потеряла свое значение и превратилась в тихий уездный городок.

Сегодня Старица является уникальным памятником истории и архитектуры, город гармонично вписался в окружающий ландшафт.
Через века он донес до нас удивительные памятники старины. Одна из нынешних достопримечательностей города Старицы — ансамбль Успенского монастыря.

По преданию, в 1110 году из Киево-Печерской лавры сюда пришли два инока Трифон и Никандр и на пустынном месте, среди вековых деревьев построили небольшую часовню, давшую начало будущему монастырю. Он стал укрытием для бежавших либо от княжеских междоусобиц и бесчинств, либо от врагов. И в конце XII века здесь начали строить деревянный Успенский собор.
Однако после нашествия татар собор сгорел и был заново построен в 1530 году. Это памятник архитектуры раннего московского периода. Величественно прост и красив ансамбль Успенского монастыря. Пирамидальный белокаменный Успенский собор — его главное сооружение и напоминает Успенский собор Московского Кремля в миниатюре. Внизу под собором, предполагают, начинался во времена Ивана Грозного тайный ход под Волгой к другому берегу, где стоял Борисоглебский собор. Рядом с Успенским высится Троицкий собор, задуманный как родовая усыпальница Тутолминых. Выделяется и массивный мавзолей в виде пирамиды с каменным саркофагом внутри — это гробница Ф. И. Глебова.

Неподалеку, прямо в земле расположены старинные кузницы из тесанного белого камня, они по сей день напоминают о ремесле, хорошо развитом в Старице в XVIII веке. Кузницы были построены в конце 1790-х годов из остатков стен и башен Старицкого кремля, возведенного при Иване Грозном.

Другой памятник старины — здание трапезной Введенской церкви, воздвигнутое в 1570 г. Он представляет собой редчайший пример строительства на Руси одностолпных сводчатых палат. Что несомненно заслуживает внимания, так это церковь Иоанна Богослова, поставленная в 1694 году над монастырскими воротами. В начале XIX века, когда после одного из весенних паводков, Волга вышла из берегов и затопила часть монастырского двора, арка ворот была заложена кирпичом, а сам въезд был перенесен на более возвышенную западную сторону.

Из архитектурных памятников Старицы надо отметить расположенную на склоне городища Пятницкую церковь.

Старица родина первого Патриарха Московского и всея Руси (1589–1605) Иова. На территории монастыря находится памятник первому Московскому и всея Руси Патриарху Иову. На месте захоронения его воздвигнута трехъярусная колокольня с оригинальными часами, прежде издававшими каждые четверть часа мелодичный звон. В соборе монастыря до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагеи, матери Патриарха Иова.

И все же, самое милое в Старице — это сам город, где что ни улица, то история. Некоторые очень долго сохраняли свои подлинные названия — Стрелецкая, Пушкарская, Псаревская... На Псаревской улице (ныне — Маршала Захарова) некогда жила княжеская прислуга. В старицкую летопись попал некий Егорка-еретик, который «делает кирпичи на бывшей псарне и за богохульство в пьяном виде бит кнутом и наложена на него сорокадневная епитимья».

Война нанесла огромный ущерб Верхневолжью. Старица была разрушена и сожжена почти целиком, когда в ночь под новый, 1942 год началось освобождение города, а наутро полковой комиссар И. Ф. Иванцов водрузил над зданием нынешнего педагогического училища красное знамя.

В городе 26 воинских захоронений. В честь воинов-освободителей 9 мая 1975 года на высоком берегу Волги был воздвигнут обелиск Победы.

Война уничтожила многие ценности, хранившиеся в историко-археологическом музее Старицы,- древние рукописи, картины, различные коллекции.

Но многие древние памятники в Старице дошли до наших дней. В конце Тверской улицы, например, стояли три расположенных полукругом каменных здания. На одном из них висела доска «Больница А. Т. Тутолмина». Богатый благотворитель генерал-майор учредил в 1810 году лечебницу на 20 коек. Сейчас в этом доме размещается сельскохозяйственное ПТУ. Целы и великолепные произведения древних мастеров зодчества.

В Старице в 1829г. бывал великий Пушкин. Поэт останавливался в доме, снятом на рождественские праздники его знакомой Прасковьей Александровной Осиповой — Вульф. 7 января у родственника Осиповой — старицкого исправника Василия Вельяшева — состоялся шумный святочный вечер.

Бывал в Старице и современник Пушкина, родоначальник русского исторического романа Иван Иванович Лажечников. В 6 километрах от города, в селе Коноплине, находилась усадьба писателя. Сюда в июле 1838 г. к нему приезжал В. Г. Белинский.
Позже, в июне 1856 г., в Старицу приезжал Александр Николаевич Островский. Драматург слушал рассказы о местных каменоломнях, интересовался жизнью рыболовов, записывал от старожилов предания об Иване Грозном.

В окрестностях Старицы расположена усадьба Берново, в ней находится музей А. С. Пушкина.

Берновская дворянская усадьба на сегодня единственная, сохранившаяся, дом Вульфов никогда не разрушался и не перестраивался. Экспозиция музея, основанного в 1971 г., освещает историю посещения А. С. Пушкиным Вульфовских поместий: Малинников, Павловского, Бернова, Курово-Покровского в 1828-1833 гг., здесь созданы: «Зимнее утро», часть «Евгения Онегина», «Анчар» и другие. В этом имении бывали М. Н. Муравьёв (конец XVIII в.), И. И. Левитан (1890-е), В. Д. Бубнова (XIX — XX вв.).

В Бернове, в имении своего деда Ивана Петровича, воспитывалась до 12 лет Анечка Полторацкая — будущая Анна Петровна Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»

По преданию, именно в Бернове Пушкин услышал сюжет для своей драмы в стихах «Русалка». Здесь ему рассказали историю любви дочери мельника и барского камердинера, отданного барином в солдаты. Девушка от безысходности утопилась в омуте за мельничной плотиной. Пушкину показывали омут, где произошла трагедия. Это же место запечатлено на картине «У омута» И. И. Левитаном, жившим в конце XIX в. на соседнем хуторе Затишье.