Воронеж при Петре Первом

2

26 марта 2021

«С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. ... Кому ж я Героя нашему уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся». Михаил Ломоносов

В 2022 году юбилей великого деятеля Петра Первого, который на берегах наших рек: Воронежа, Дона создавал первый военный флот России. 18 марта в малом зале Дворца культуры перед нововоронежцами выступил офицер запаса, капитан 1-го ранга, академический советник Российской инженерной академии, автор более десятка книг и монографий по истории русского флота Валерий Иванович Расторгуев.

Окунёмся в историю. Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно из-за отсутствия флота. Однако, уже осенью того же года началось приготовление к новому походу. В Воронеже развернулось строение гребной русской флотилии. За короткое время флотилия во главе с 36 пушечным кораблём «Апостол Пётр» была построена. Пётр в звании капитана на галере принимал участие в осаде «Азова». Крепость была взята. Летом 1699 года большой русский корабль «Крепость» (46 пушечный) отвёз русского посла в Константинополь, где вид такого корабля склонил султана к заключению мира. При строительстве флота и реорганизации армии царь был вынужден опираться на иностранных специалистов. (Из Интернета)

Вот что об этом рассказал Валерий Иванович:

— В стране всё шире разворачивается празднование 350-летия со дня рождения Петра Первого, прозванного Великим. А Воронеж является родиной русского военно-морского флота. Молодой царь зафиксировал документально место рождения военно-морского флота. В Уставе написано: «И в России впервые началось кораблестроение на реке Воронеж, в городе того же имени...», мастера такие-то. Своей рукой царь написал.

В Воронежской области в Петровскую эпоху с 1695 по 1712 год воронежские верфи построили более тысячи военных судов, то есть, считай отдельный город на воде.

Об этом мной написаны монографии, в которых есть уникальные архивные документы, в том числе и по территории возле Нововоронежа: какие сёла в то время были, какие там строились корабли. На Дону была верхняя Борщёвская пристань, средняя, нижняя. Здесь заготавливался материал для 80 и 120 пушечных кораблей, которые строились в Таврово. К тому же здесь строились небольшие суда.

Линейный 60-и пушечный корабль «Гото Предестинация» (Божье предвидение) построен только русскими мастерами. С его строительством была сформирована наша судостроительная русская школа. Пётр Первый платил большие деньги иностранным мастерам, но вместе со строительством флота первостепенной задачей были обучение и подготовка наших русских мастеровых. В течение пяти лет такая школа была создана. Наши, в том числе и воронежские мастеровые, делали бригантины, корабли не хуже, а порой лучше, чем иностранцы. Поэтому уже в 1700 году царь даёт указание платить иностранцам в полтора раза меньше.

Пётр Первый — гений. Человек, который спал по 3-4 часа в сутки, знал несколько языков, личным примером показывал, как надо работать. Лично просматривал документации на строящиеся суда, давал им названия, принимал в готовом виде. Корабли в Воронеже называли Воронежским флотом, которым руководил адмирал.

Воронежские девушки всегда были самыми красивыми. Воронежский гарнизон насчитывал около десяти полков. В начале 18 века адмиралтеец Апраксин, который жил в Воронеже, доложил Петру, мол, в Воронеже избыток мужского населения, надо бы решить вопрос с девушками для создания семей. И Пётр Первый пишет указ: «На воронежские верфи для создания семей прислать девушек». Подбирались самые красивые и присылались. Гены были заложены ещё тогда.

Крепостничества в то время Воронежский край ещё не знал. Допускалось свободное перемещение, люди могли как угодно жениться, в большинстве были однодворцами, то есть служивыми людьми, которые защищали границы нашего государства. В деревнях была высочайшая культура. В каждой деревне были дома типа гостиниц. Если в деревню заходил больной или неухоженный, то его мыли и лечили. На домах висели таблички с указанием лучших людей деревни. Глянем в документы. 1700 год. Самый забитый крестьянин, прибывший откуда-либо, зарабатывал на верфи в день 12 денег, то есть 6 копеек. А что можно было купить за копейку? Тысячу гвоздей, или 14 кг рыбы, или 4-х зайцев, то есть можно неделю кормить семью. Воронежский край не знал лаптей. Народ был достаточно чистоплотным. Крестьянские хаты — чистенькие, побеленные.

Разводы были величайшей редкостью. Мата не было. Говорят, пишут, мол, гуляли, пьянствовали — ложь! Работая в архивах Академии наук, обнаружил документы, по которым видно, что Пётр Первый по прибытии в Воронеж подпишет три указа: в первую очередь в Воронеже прекратить продажу спиртных напитков, чтобы не нанести ущерб государственному судостроению. Боролись с пьянством так: давали два месяца, чтобы закрыть курные избы, где торговали вином. За ослушание человек работал три месяца бесплатно, в пользу государства, а за следующее нарушение его отправляли на галеры навечно. Пётр Первый даже сны свои записывал и передавал лично в канцелярию. В обращении никогда не был жестоким. Меньшикову пишет, мол, я же просил 48 пушечные делать корабли, а не 80-пушечные. Ну да ладно, приеду, отпразднуем рождение сына. Воровства, как нам тут пытаются внушить, тоже не было. Историки того времени пишут о том, что воронежцы, наоборот, самые хлебосольные и весёлые люди.

Благодаря Воронежскому флоту мы прекратили платить дань крымским татарам. Была налажена торговля с Англией. Был усилен юг. Турки боялись Воронежского флота. Им звездочёты предсказали падение Константинополя. Если сравнить документально наш флот с турецким, то Российский флот на порядок превосходил. Благодаря Воронежскому флоту мы во времена Петра имели успех и на Балтийском море. Принимались меры по возврату своих исконно русских территорий. Чёрное море назвалось русским, Балтийское — русским.

Перед собравшимися выступила театральная студия «Артишок», которую в школе № 2 уже не один год возглавляет Ирина Гагаринова, с композицией на военно-патриотическую тематику «Мы помним!».

Нововоронежскую атомную станцию и флот связывает давняя традиция: её первыми эксплуатационниками были моряки атомного подводного флота страны. В качестве почётных гостей в зале присутствовали представители подводной лодки К-5 Владимир Ильич Зубахин и Андрей Петрович Толкачёв. Вначале они покоряли воды Северного Ледовитого океана, а потом помогали пускать атомную станцию. И эта связь постоянна. Молодёжь приходит после службы и пополняет ряды атомщиков, атомная станция уделяет морякам большое внимание, профком ежегодно в день Военно-морского флота заказывает прогулочный теплоход. Организуются экскурсии на «Гото Предестинацию» и по другим заповедным уголкам Воронежской области и нашей необъятной Родины.

Руководство атомной станции и профком АЭС передали гостю памятные сувениры и подарки.

В заключение Валерий Иванович Расторгуев передал свои книги в дар городской библиотеке и пообещал продолжить познавательные встречи.
В зале находилось немало ветеранов-атомщиков, данная встреча не оставила никого равнодушным. Председатель Совета ветеранов НВАЭС Валентина Кудрявцева нашла разговор о Петре Великом и о колыбели русского флота — Воронеже очень своевременным и нужным, особенно для молодёжи.

— Очень убедительно показана значимость Воронежской области и Воронежа. Просто удивительно было узнать, что Воронеж не только колыбель русского флота, но и родина Андреевского флага, здесь впервые зарождалась русская картография, здесь была построена первая «Катюша», уже в 1941 году бившая фашистов, здесь была построена первая атомная электростанция с водо-водяными реакторами (ВВЭР).

Иван Быков