Учимся беречь электроэнергию

6

14 ноября 2020

Как привлечь внимание к проблемам использования электроэнергии, экономии энергоресурсов? Для этого очень важно вовлекать школьников ещё в младших классах в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению, а заодно стимулировать интерес к градообразующему предприятию — атомной электростанции.

Учи бережливости,
Пока дитя «поперёк» лежит«.
Иначе растратчиком вырастет,
И что имеет — не сохранит.
Он экономить, увы, не захочет,
А про «сберечь» не заговорит.

Об этом и шла речь на уроке Ольги Михайловны Огнерубовой в 4 «А» МКОУ СОШ № 2, куда пришли гости: председатель Совета ветеранов НВАЭС Валентина Кудрявцева со своим заместителем Ниной Штанько и ветеран, бывший заместитель начальника электроцеха Анатолий Тарасов. Дело в том, что Совет ветеранов Нововоронежской АЭС начал реализацию мероприятий Всероссийского фестиваля по энергосбережению и повышению энергетической эффективности «ВместеЯрче-2020» на территории Воронежской области.

На доске висели яркие рисунки ребят, посвящённые электричеству, а также нашей атомной станции.

Урок шёл очень живо, с активным участием детей. Начался он с путешествия. Ребята должны были угадать, о чём идёт речь в стихотворении-загадке.

В доме нашем солнышко есть и не одно,
Тут же загорается, станет лишь темно.
Нажимаю кнопочку — и сейчас же свет
Льётся, освещает всё, темноты уж нет...

Да, речь — об электричестве. Учащиеся знают, что электричество — это один из видов энергии, а энергия — это сила, которая может ускорить перемещение предметов, что-то поднять, нагреть, осветить. Человек пользуется запасами солнечной энергии, сжигая газ, уголь, нефть. Для получения электричества он строит тепловые и атомные электростанции.

Быковский Артём, рассказывая об электростанции, отметил, что на предприятиях по выработке электрической энергии используют в большом количестве невозобновимые полезные ископаемые. «Топливо нагревает воду до пара, пар крутит турбины, а турбины вращают генераторы, которые и вырабатывают электрический ток».

Учительница читала загадки и демонстрировала слайды домашних электроприборов. Оказывается, огромная доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство каждого человека. А затем Ольга Михайловна спросила, как можно сберечь полезные ископаемые?

В ответ зазвучали подготовленные заранее стихи. Их читали Чекмарёва Даша, Зырянов Гриша, Авдеев Арсений, Пушилин Тимофей, Голядкина Марина и Воронина Маша.

На период сложный, зимний, в холодные дни
Заклей бумагой рамы оконные свои!
Займись утеплением своего жилья —
И будет тепло, и экономится электроэнергия.

Всё просто: если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет включать без необходимости электроприборы, то этим мы поможем сэкономить богатства нашей Земли, то есть полезные ископаемые.

На дом было дано непростое задание: подготовить правила, которые помогают сберечь электроэнергию. Каждый из четвероклассников придумал своё правило, а учительница выбрала наиболее удачные и попросила рассказать.

Иванова Анфиса напомнила о том, что прибор можно включать, если знаешь, что он исправен, а Спицын Илья посоветовал выключать свет, если в нём нет нужды.

Поиграли в «Плохо-хорошо». Если считали, что герой поступает «хорошо» — хлопали в ладоши, плохо — топали ногами. И дети, и взрослые делали это с удовольствием.

Выступая перед ребятами, Валентина Кудрявцева напомнила о плане электрификации нашей страны 1920 года, в который не поверил побывавший у нас в гостях сто лет назад американский писатель-фантаст Герберт Уэллс и назвал этот план утопией, настолько отсталой увиделась ему тогда наша страна.

— А теперь, сами видите, «везде его величество сияет электричество», — улыбнулась Валентина Алексеевна. — И это кажется обычным. Мы привыкли и к тому, что у нас в стране уже более полувека используется мирная атомная энергия. Тем не менее, вопрос в том, что надо быть бережливым, является для всех нас очень важным. Спасибо, ребята, за то, что преподали нам урок о бережливости, спасибо за прекрасные рисунки, а, главное, за активность на уроке, за отличные знания!

Анатолий Семёнович Тарасов всю жизнь проработал в электроцехе, являясь «поставщиком» электроэнергии в каждую лампочку, в каждый электроприбор. Он тоже был удивлён тому, что четвероклассники, оказывается, знают о том, как надо беречь электроэнергию, лучше, чем некоторые взрослые.

— Электрический ток даёт энергию, это хорошо, но он опасен, — предупредил ветеран. — Напряжение неосязаемо, а потому для работы с ним обязательно нужно пользоваться индикатором. Давайте попробуем ответить на вопрос, что такое электрический ток? В какой-то степени есть сходство с током воды, та падает на лопасти мельницы и мелет муку, точно так и источник тока (аккумулятор или генератор) крутит мотор мельницы и тоже получается мука. Более подробно электричество будете изучать на уроках физики.

Совет ветеранов пришёл с памятными подарками: ребятам вручили по кружке с надписью: «75-летие атомной отрасли». В свою очередь заместитель директора школы Светлана Михайловна Козлова вручила гостям подарки.

Иван Быков