Памятные даты

2018
октябрь
пнвтсрчтптсбвс

120 лет со дня рождения Славского Ефима Павловича

26 октября (7 ноября по новому стилю ) — 120 лет со дня рождения Славского Ефима Павловича (1898-1991), трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1954, 1962), лауреат Ленинской (1980) и трех Государственных (1949, 1951, 1984) премий СССР, министр среднего машиностроения СССР (1957-1963, 1965- 1986), председатель Государственного производственного комитета по среднему машиностроению ССССР (1963-1965). Под его руководством был создан ядерный и термоядерный арсенал, обеспечивший СССР ядерный паритет с США, освоена технология подземных ядерных испытаний. Проектировались и строились атомные электростанции большой и малой мощности. Было налажено производство золото, редких металлов, удобрений из технологических отходов атомной промышленности. Создан не имеющий аналогов атомный ледокольный флот страны.

Ефим Павлович родился 26 октября 1898 года в селе Макеевка (Донбасс, Украина). По его собственным воспоминаниям, с 10 лет уже работал — пас скот на летних выгонах. Тогда же окончил три класса церковно-приходской школы. В 13 лет мальчик поступил на Макеевский металлургический завод, в литейный цех. Затем начал работать слесарем на руднике, а год спустя вернулся на завод — началась Первая мировая война, рабочих рук не хватало, поэтому в цеха брали совсем молодых. Ефим Славский отличался большой физической силой, ему поручили обрабатывать корпуса артиллерийских снарядов. На заводе он начал участвовать в забастовках, весной 1918 года вступил в ряды партии большевиков. В 1918- 1923 годах Ефим Славский воевал на фронтах Гражданской войны. Служил в рядах Первой Конной армии, лично знал легендарных командиров Дыбенко, Будённого, Фрунзе. Закончил воевать осенью 1923 года комиссаром полка Отдельной Особой кавалерийской дивизии Первой конной армии. Е. П. Славский служил в армии до 1928 года, а потом начал учиться. Сначала получил среднее образование, а в 1933-м году закончил Институт цветных металлов и золота. От рядового инженера до директора — таков путь молодого специалиста Ефима Славского на заводе «Электроцинк» в городе Орджоникидзе, где он начал работать после окончания вуза. В 1940 году Е. П. Славский возглавил Днепровский алюминиевый завод в Запорожье. К 1941-му году это предприятие давало две трети отечественного алюминия. За неделю до начала Великой Отечественной войны Ефим Павлович был утверждён заместителем наркома цветной металлургии. Однако вступить в новую должность он не успел. Е. П. Славский вернулся в Запорожье, чтобы сдать дела новому директору, но ему пришлось уже под огнём противника организовывать эвакуацию Днепровского завода на Урал. За осуществление этого сложнейшего мероприятия Е. П. Славский был награждён своим первым из десяти орденом Ленина. В конце 1941-го он возглавил строительство, а затем работу Уральского алюминиевого завода (г. Каменск-Уральский), который в годы войны был единственным предприятием, дававшим стране алюминий. Под руководством Е. П. Славского выпуск алюминия на заводе вырос с 20 тыс. тонн до 75 тыс. тонн. За эту работу Е. П. Славский был награждён ещё двумя орденами Ленина.

Ефим Павлович Славский- выдающейся организатор атомной промышленности нашей страны, в течение тридцати лет возглавлял Министерство среднего машиностроения СССР, трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1954, 1962 гг.), лауреат Ленинской (1980) и трех Государственных (1949, 1951, 1984) премий СССР, кавалер десяти Орденов Ленина.

Е. П. Славский начал свою трудовую деятельность в отрасли с 1946 года в должности заместителя начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР, родоначальника Минсредмаша и нынешней Госкорпорации «Росатом». С этого периода вся деятельность Ефима Павловича, сподвижника академика И. В. Курчатова, была связана с созданием атомной промышленности и ядерного щита Родины. В 1945 году Ефим Павлович в составе наркомата цветной металлургии переехал в Москву. Он занял пост заместителя наркома. А 9 апреля 1946 года Е. П. Славский стал одним из заместителей Б. Л. Ванникова, начальника Первого Главного управления (будущего Министерства среднего машиностроения). Е. П. Славский — активный разработчик " урановой проблемы". Ефим Павлович был среди первых организаторов и ученых, которые вместе с И. В. Курчатовым начинали работу по решению атомной проблемы. Именно Е. П. Славскому было поручено строительство 1-го промышленного реактора для получения плутония, а И. В. Курчатов должен был руководить пуском и освоением его эксплуатации. «Игорь Васильевич, а позже и я, — пишет Анатолий Петрович Александров, -постоянно взаимодействуя со Славским, всегда считали, что именно Славскому наша Родина больше всего обязана созданием её «Атомного щита».

Первой задачей, которую пришлось в рамках советского атомного проекта решать Е. П. Славскому, было получение сверхчистого графита для постройки первого опытного реактора Ф-1 в Лаборатории № 2 (будущий Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова). Начинать пришлось в полном смысле с нуля, — специалисты Московского электродного завода, которым было поручено производство графита, сначала не имели понятия о том, что такое истинная чистота материалов, необходимых для создания реактора. Эта важная проблема, несмотря на все её сложности, была успешно решена. Затем удалось добиться получения необходимой чистоты урана. 25 декабря 1946 года первый в Европе и Азии исследовательский уран-графитовый реактор был пущен. В этот напряжённый период Е. П. Славский близко познакомился с И. В. Курчатовым, к которому все последующие годы относился с огромным уважением и любовь к этому человеку сохранил до конца своей жизни. Сразу же за вводом в действие реактора Ф-1 началось интенсивное строительство на Урале промышленного комбината № 817 (База-10, теперь — ПО «Маяк»). Десятого июля 1947 года Л. П. Берия назначил Е. П. Славского директором создаваемого комбината. Однако через полгода на этот пост был назначен Б. Г. Музруков, а Ефим Павлович стал главным инженером комбината. Как он позже вспоминал, работали, забывая про всё. Спали по два-три часа в сутки. В этот период Славский трудился рядом с учёными академических институтов, о которых сохранил самые лучшие воспоминания: с А. П. Александровым, А. А. Бочваром, А. П. Виноградовым, В. Г. Хлопиным, Н. А. Доллежалем. После того, как «Маяк» устойчиво заработал, Ефим Павлович переехал в Москву. В 1953 году он стал первым заместителем министра среднего машиностроения, а с 1957-го -министром знаменитого Средмаша. Задача была не из легких для страны, которая пережила самую страшную за всю свою историю войну. Ефим Павлович вложил в дело становления новой отрасли много сил и умения, внимательно следил за работами не только на производстве, но и в научных коллективах. Он пользовался глубоким уважением среди ученых и инженеров, рабочих и техников, всех простых и честных тружеников.

Возглавляя с 1957 по 1986 год Министерство среднего машиностроения СССР, здесь наиболее полно раскрылся его талант крупного организатора и руководителя, он внес неоценимый вклад в становление и развитие отрасли, обеспечил выполнение важных правительственных заданий по созданию ядерного оружия и использованию атомной энергии в мирных целях. Именно при Ефиме Павловиче Министерство среднего машиностроения закрепило статус «государства в государстве», нарастив производственные и научно-технические мощности. При его непосредственном участии создавался ядерный щит нашего государства, вводились в строй атомные электростанции и установки различного назначения, в кратчайшие сроки была развита сырьевая подотрасль атомной промышленности, построены крупнейшие, основанные на новейших достижениях науки и техники, горнодобывающие и перерабатывающие комбинаты, разрабатывались и внедрялись уникальные технологии по добыче урана, золота, производству минеральных удобрений, применению изотопов в медицине, сельском хозяйстве, в других отраслях народного хозяйства. Было много сделано в области социальной сферы, создана целая серия закрытых городов и поселков, санаториев и домов отдыха, а также медицинских учреждений предприятий атомной промышленности, были построены современные города Шевченко (Актау), Навои, Заравшан, Степногорск, Красногорск. Во многих воспоминаниях соратников и сподвижников Ефима Павловича отмечается, что на посту министра Средмаша в полной мере проявились его талант крупного и мудрого руководителя, самоотверженность и громадная работоспособность, подчеркивая многоцветную палитру образа этого человека, сыгравшего огромную роль в становлении атомной отрасли нашей страны.

Принимая активное участие во всех делах и начинаниях, предпринимаемых Министерством, Ефим Павлович проявлял себя деятельным, компетентным и энергичным руководителем. Участники многочисленных, часто напряжённых научно-технических советов вспоминают, что он всегда внимательно прислушивался к мнениям учёных. В то же время ему, как человеку командной системы, были присущи жёсткость и требовательность в решении намеченных задач. При этом он оставался простым, доступным и действительно демократичным в общении с рядовыми сотрудниками атомной отрасли, особенно с молодыми. вспоминают его открытость, отсутствие всякого чванства, грубоватый юмор, свойственный тем, кто не один раз бывал в переделках. Многие в своих воспоминаниях отмечают, что им довелось учиться у него, общаться с ним,- это большая удача, даже счастье. Чернобыльская авария, в ликвидации которой Министерству среднего машиностроения принадлежала ведущая роль, положила конец почти тридцатилетней карьере Славского-министра В 1986-м году он оставил свой пост. После этого Ефим Павлович прожил ещё пять лет. «Министр-долгожитель» скончался в 1991-м году, в возрасте почти 93-х лет. В сердцах тружеников отрасли и народа сохранился образ Ефима Павловича Славского как человека из народа, гражданина, патриота, который честно и самоотверженно служил Отечеству всю свою долгую и насыщенную жизнь, величайшего организатора атомной промышленности. Его легендарная жизнь всегда будет примером беззаветного служения Родине. Почётный гражданин г. Северска, г. Обнинска, г. Зеленогорска, г. Усть-Каменогорска, Самарского (ныне —Кокпектинского) района Восточно-Казахстанской области. Именем Славского названа улица Южного административного округа г. Москвы.