Круглый стол в ОП прошел при активном участии СЧР

34

13 мая 2015

Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола «Усиление роли гражданских институтов в решении актуальных проблем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии ПО «Маяк» и ядерных испытаний».

23 апреля 2015 г.
г. Москва

23 апреля 2015 г. в Москве по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды и Общероссийского союза общественных объединений «Союз „Чернобыль“ России» состоялся круглый стол «Усиление роли гражданских институтов в решении актуальных проблем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии ПО „Маяк“ и ядерных испытаний».

Участие в заседании круглого стола приняли члены Общественной палаты Российской Федерации, представители общественных и экспертных организаций, МЧС России, Минприроды, Росгидромета, депутаты Государственной Думы.

В ходе круглого стола обсуждались следующие проблемы:

  1. Охрана здоровья пострадавших граждан, обеспечение благоприятных экологических условий жизни и трудовой деятельности населения на пострадавших территориях.
  2. Целенаправленная и скоординированная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и обязанностями в этой сфере.
  3. Медицинское обеспечение и реабилитация пострадавших от радиации граждан, входящих в группу повышенного риска (дети, ликвидаторы, эвакуированные, жители зоны отселения).
  4. Увековечивание памяти героев-ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС.

По результатам состоявшегося обсуждения участники круглого стола считают необходимым рекомендовать:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

  • поддержать разработку рабочей группой при Комитете Совета Федерации по социальной политике проекта федерального закона о необходимости сохранения компенсаций, льгот и других мер социальной поддержки, предусмотренные статьями 14-21, 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, имеющим право на их получение, в течение 5 лет после изменения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Правительству Российской Федерации:

  • разработать и утвердить федеральную целевую программу «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2020 года», определив основными ее целями улучшение медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания участников ликвидации последствий радиационных аварий, пострадавшего населения, а также социально-экономическое развитие районов, подвергшихся радиации;
  • рассмотреть возможность предоставления налоговых преференций для социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие радиационных аварий;
  • поручить уполномоченным органам государственной власти определить порядок и объем оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрев внесение изменений в ст. 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части принятия дополнительной Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
  • разработать механизм реализации статьи 47. Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в части осуществления контроля за исполнением настоящего Закона;
  • создать Российский организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в связи с 30-ой годовщиной катастрофы на Чернобыльской АЭС, включив в его состав представителя Союза «Чернобыль» России.

3. Минздраву России:

  • создать межведомственную аналитическую рабочую группу по обобщению и анализу данных о состоянии здоровья и оказанию медицинской и лекарственной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации, предусмотрев в ней участие экспертного сообщества;
  • установить порядок и объем оказания специализированного медицинского обследования, лечения и реабилитации детей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях, детей первого, второго и третьего поколений, рожденных от облученных родителей (группы высокого радиационного риска) с использованием современных высокотехнологичных специализированных методов (цитогенетических, молекулярно-генетических, иммунологических);
  • разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации новый Перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча с учетом накопленных научных знаний и опыта работы Межведомственных экспертных советов по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;
  • определить в структурах Минздрава России и ФМБА России ответственных специалистов по вопросам медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, ядерных испытаний;
  • отменить приказ Минздрава России от 26.05.2003г. № 216 с внесением соответствующих изменений в приказ Минздрава России от 03.12.2012г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определённых групп взрослого населения» в части, касающейся диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий;
  • рассмотреть возможность создания в Северо-Кавказском и Крымском федеральных округах межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;
  • рекомендовать ввести в состав Общественного совета при Минздраве России представителя Союза «Чернобыль» России.

4. МЧС России:

  • проводить комплексное обследование населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с привлечением общественности и экспертов, принимать решения о сокращении их перечня поэтапно, научно- обоснованным способом, учитывающим данные мониторинга радиационной обстановки и другие факторы, влияющие на жизнеобеспечение граждан, о результатах работы информировать общественность;
  • пересмотреть содержание и объемы финансового обеспечения задач проекта Концепции федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2020 года», учитывая ее социально-экономическую направленность, улучшение медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания участников ликвидации последствий радиационных аварий, а также пострадавшего населения, обратив особое внимание на детей.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти в регионах, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

  • осуществить в 2015 году, совместно с представителями общественности, мониторинг состояния населенных пунктов (в т. ч. хозяйственной инфраструктуры), находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, с целью комплексной оценки влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие этой катастрофы на жизнь и здоровье граждан;
  • разработать и принять дополнительные меры социальной поддержки граждан, проживающих на загрязненных территориях, снижения негативного воздействия последствий катастрофы на природную среду и жизнедеятельность населения;
  • рекомендовать в структуре управления органов государственной власти и местного самоуправления создать подразделения, обеспечивающие координацию работ по решению проблем граждан и территорий, пострадавших от радиации.

6. Общественным палатам субъектов Российской Федерации:

  • систематически проводить мониторинг состояния окружающей среды и жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, осуществлять контроль реализации программ преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Всемерно оказывать содействие в деятельности общественных организаций Союза «Чернобыль» России по защите прав граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, патриотическому воспитанию молодого поколения, по увековечиванию памяти героев-ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС, аварии на ПО «Маяк» и ветеранов подразделений особого риска.