25 лет со дня поднятия государственного флага на атомном ледоколе «Вайгач»

все статьи
114

11 апреля 2014

25 лет назад, 6 марта 1989 года был поднят государственный флаг на атомном ледоколе «Вайгач» Росатомфлота. Поздравляем наших коллег, а также всех, кто когда-либо работал на этом атомном ледоколе, с замечательной годовщиной.

А/л «Вайгач» — атомоход типа «Таймыр» проекта 10580. Атомные ледоколы этого проекта — это однореакторные ледоколы с малой осадкой, предназначенные для проводки судов в устья сибирских рек. Построен атомоход был на судоверфи финского акционерного общества «Вяртисиля Морская Техника» в столице Финляндии Хельсинки. Именно там прошел первый этап постройки. Второй этап — монтаж атомной паропроизводительной установки (АППУ) был произведен на «Балтийском заводе». Максимальная длина судна — 151,8 метра, ширина 29,2. «Вайгач» может преодолевать постоянных ходом льды толщиной 1,77 м при скорости 2 узла. Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века «Вайгач».

За время работы атомный ледокол выполнил немало заметных рейсов на просторах Арктики. Именно «Вайгач» впервые открыл новую страницу в истории атомного ледокольного флота, став первопроходцем в Балтийском море в 2011 году. Тогда за 58 суток работ в Финском заливе, атомоход провел 258 судов. В 2013 году а/л «Вайгач» стал лидером по длительности нахождения в море. Также атомным ледоколом неоднократно установлены рекорды по скорости осуществления проводок и количеству проведенных судов. Правда, сами моряки склонны относить свои достижения к примерам обычной рутинной работы. Кстати, именно на а/л «Вайгач» разворачиваются события приключенческой книги Алексея Сусликова «Приключения на «Атомфлоте».

Первым капитаном атомохода был Валерий Иванович Шестопалов. В разное время руководили «Вайгачом» Владимир Петрович Танько, Александр Александрович Сивков, Владимир Грачавич Арутюнян, Василий Васильевич Голохвастов. Сейчас капитаны а/л «Вайгач» — Сергей Прокофьевич Папко и Александр Витальевич Скрябин.

— Несмотря на то, что прошло столько лет с постройки ледокола, неоднократно сменились экипажи, выросло новое поколение продолжателей славного дела и традиций ледокола, мы будем всегда оставаться «вайгачевцами» по своему менталитету, его единым сплоченным экипажем, — говорит Александр Скрябин.

С 1 января 2014 года атомный ледокол «Вайгач» работает по договору с ОАО «Норильский Никель», прокладывая и обновляя ледовый канал в р. Енисей.

Управление коммуникаций Росатомфлота

Почему так назван атомный ледокол «Вайгач»

Назвали ледокол в честь знаменитого ледокольного парохода «Вайгач»: он вступил в строй на 80 лет раньше — в 1909 году, и семь лет входил в состав Балтийского флота. Первым из русских судов прошёл Северным морским путём из Владивостока в Архангельск. Участвовал в Первой мировой войне. А в 1918 году экипаж перешёл на сторону Советской власти. Спустя несколько месяцев, пароход потерпел аварию в Енисейском заливе, на воду после этого его так и не вернули.

Газета «Страна Росатом Сибирь» № 3, апрель 2014 г.

Российский и советский ледокольный пароход «Вайгач»

Заложен в 1907 году в Санкт-Петербурге на Невском судостроительном заводе, спущен на воду в 1908 году, вступил в строй в 1909 году. До 16 июля 1915 года числился транспортом и до 17 июля 1916 года входил в состав Балтийского флота.

В 1914–1915 годах вместе с транспортом «Таймыр» первым из русских судов прошёл Северным морским путём из Владивостока в Архангельск. Участвовал в Первой мировой войне. 17 февраля 1918 года экипаж судна перешёл на сторону Советской власти. В 1918 году потерпел аварию в Енисейском заливе. В строй не вводился, 30 июня 1924 года сдан на слом.

Ледокол «Вайгач», на котором А. В. Колчак через южные моря плавал в Арктику в 1909–1910 гг.

Водоизмещение — 1359 т, длина — 60 м, ширина — 11,9, осадка — 6,7 м. Двигатель — паровая машина тройного расширения — 1200 л. с., два цилиндрических котла. Скорость максимальная — 9 уз, скорость экономического хода — 7 уз. Дальность плавания экономическим ходом — 7700 миль.

Во время Первой мировой войны было вооружено: 4 — 75-мм, 2 — 37-мм орудиями, 2 пулемета.

По данным справочника «Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота 1917–1927 гг.»/ Под ред. С. С. Бережного).

«Биржевые ведомости. Вечерний выпуск» 18 (05) апреля 1908 года: «Закладка двух ледоколов для полярной экспедиции».

Сегодня, в 1 час дня на Невском судостроительном заводе состоялась закладка двух ледоколов по типу ледокола «Ермак», предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством.

После молебствия закладку совершил начальник главного гидрографического управления ген.-лейт. А. И. Вилькицкий, в присутствии других чинов морского министерства, командиров ледоколов капитанов Колчака и Матисена и высшей администрации завода. Ледоколы предполагается закончить в предстоящем году.

В проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач» принял участие Александр Васильевич Колчак, тогда капитан второго ранга. Весной 1910 года суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач».

Википедия

Имя «Вайгач» ледоколы получили благодаря острову Вайгач

Остров Вайгач находится в Северном Ледовитом океане, на границе Баренцева и Карского морей; отделен от берега материка проливом Югорский Шар, а от Новой Земли — проливом Карские Ворота. Входит в состав Ненецкого национального округа Архангельской области РСФСР.

Площадь 3383 км2, длина около 100 км, ширина до 45 км. Западные берега острова имеют много заливов, восточные менее изрезаны, нередко скалисты. Поверхность острова равнинна, в средней части расположены 2 параллельные гряды высотой до 140–170 м. Сложен главным образом глинистыми сланцами, песчаниками и известняками нижнего палеозоя и перми.

Климат холодный. Средняя температура февраля —20°С, июня около 5°С. 

Большинство рек незначительны по длине (20–40 км), изобилуют порогами и водопадами. Многочисленны болота и небольшие озёра. Покрыт тундровой растительностью. На северном побережье посёлки Вайгач и Долгая Губа, на Ю. — Варнек.

Большая Советская энциклопедия

Материал подготовил
ведущий специалист МОДВ АЭП
Бушмелев В. Ю.