Селятино — новая важная точка на Великом шелковом пути

все статьи
23

09 апреля 2024

Недавно по центральным ТВ-каналам прошла интересная информация о трехстороннем меморандуме, подписанном Россией, Китаем и Казахстаном об активизации движения товаров по сухопутным маршрутам из Китая в Европу.

Эта инициатива является одним из шагов к организации нового ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ (далее — ВШП) в начале 21 века. Первым шагом к созданию нового ВШП стала новая железная дорога, проложенная из Китая через Монголию и Казахстан в Россию.

Наш поселок Селятино оказался важной точкой на этой оживленной трассе, связывающей экономику Европы и Китая. Я вспомнила, как почти 120 лет тому назад мои предки (прадед и прабабушка) волею судьбы и собственными стараниями оказались в Манчжурии, на строительстве Китайской военной железной дороги (КВЖД), которая в начале 20 века стала главной сухопутной артерией на ВШП. Хочу поделиться с коллегами некоторыми сведениями об интереснейшей истории ВШП с древнейших времен и до наших дней.

ВШП, возникший еще в глубокой древности, вел из Китая в Европу и был не только путем обмена товаров, но и мостом взаимопроникновения совершенно различных мировоззрений, религиозных учений и культур разных народов.

Первым значительным толчком в развитии этих явлений стали завоевательные походы Александра Македонского, создавшие предпосылки для длительных торговых связей. Китай начал отправлять на Запад караваны с шелком и специями, защищающими от желудочных инфекций, сильно распространившихся в Европе, в обмен на породистых лошадей, военное снаряжение. шерсть и ткани из хлопка. ВШП, общая протяженность которого составляла 11 тыс. км послужил проводником технологий и культурных ценностей разных народов на всей его протяженности. С середины 15 века, в связи с Великими географическими открытиями и развитием морских торговых путей, значение ВШП в мировой торговле несколько снизилось.

Все изменилось в конце 19 века, когда Россия, активно осваивающая Сибирь и Дальний Восток, приняла решение о строительства Транссибирской ж. д. магистрали. Дальнейшим продолжением этого грандиозного плана стало соглашение между Россией и Китаем о строительстве ж. д. магистрали через территорию Манчжурии. Устав АО «Общество Китайской восточной железной дороги (КВЖД)» был подписан императором Николаем II в декабре 1896 года. В 1898 году мой дед с молодой женой и маленькой дочкой приехал как грамотный и толковый бухгалтер на строительство КВЖД. в маленький поселок на реке Сунгари, превратившийся за короткий срок в прекрасный город Харбин.

История Харбина уникальна. В 1898 году по решению Российского правительства сюда был направлен инженер Адам Шидловский с отрядом из 100 донских казаков, которые умели не только воевать, но и строить. Удачное расположение города на ВШП и присутствие Русской Армии, как гаранта защиты прав и жизней русских людей способствовали активному притоку промышленников, купцов, архитекторов. Врачей, священников, а затем и культурной интеллигенции. За 10 лет маленький поселок вырос в крупный современный, грамотно спланированный город: была обустроена пристань, набережная, построено несколько православных храмов, здание ж. д. вокзала. Центральные улицы были застроены домами высших чиновников, богатых служащих КВЖД и магазинами богатых купцов. Магазины купца Чурина в Харбине были не хуже Елисеевских в Москве и Питере. Самым красивым зданием в городе стало Железнодорожное собрание, центр русской культуры в Манчжурии, где проводились все значимые мероприятия — балы, концерты знаменитостей. Моя бабушка. которая родилась и до 30 лет прожила на КВЖД, вспоминала концерты Вертинского, Шаляпина и других русских артистов. Харбин был русским городом с русской культурой и русскими законами. Население на 80% было русским. Сооружение КВЖД дало мощный толчок развитию не только Манчжурии, но и городам Транссиба — Хабаровску, Благовещенску, Владивостоку и прилегающим регионам. Железные дороги стали на многие годы кровеносной системой Евразии, не только оживляя торговлю, но и способствуя общению народов, живущих вдоль ВШП.

В конце 20 века растущая экономическая мощь Китая потребовала расширения сухопутных маршрутов в Европу. Первым шагом стала железная дорога. проложенная из Китая через Монголию и Казахстан в Россию. Так в начале 21 века образовался НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ, на трассе которого оказался наш небольшой поселок, построенный работниками Минсредмаша в 50 км от Кремля. К сожалению. нам не светит блестящая судьба Харбина! Увы. фирма «Славтранссервис», занимающаяся мощными международными перевозками на Новом шелковом пути, не спешит вкладывать деньги ни в транспортную, ни в социальную структуру Селятино. Наоборот, наши узкие поселковые дороги, предназначенные для легкового транспорта, разрушаются многотонными фурами с иностранными номерами. Не реагируя на запрещающие знаки, фуры паркуются под нашими окнами на ночевки, со всеми вытекающими последствиями. Вырубленные 53 гектара подмосковного леса стали, как говорят сведущие люди, самым большим агрохабом на Новом шелковом пути. Однако, на въезде на территорию этого новообразования нет даже вывески с названием. Нелепая и смешная экономия.

С болью в сердце и с надеждой селятинские ветераны Росатома мечтают, чтобы родное ведомство взяло под свой контроль и опеку поселок Селятино вместе с ООО «Славтранссервис» Может быть, наряду с успешным освоением Северного морского пути, есть смысл обратить внимание на маршрут, созданный и проверенный жизнью за много веков.

Для справки- в 2017 году в Великобританию прибыл первый в истории прямой ж. д. состав с китайскими товарами.

Казанина Ирина Константиновна, ветеран атомной отрасли,
член ветеранской организации ГИДРОМОНТАЖ